Первый прилетел! Приключения больших подорликов по дороге домой

ад 23 сакавіка 2018 года

Кое-кто из больших подорликов уже вернулся в Беларусь! Кто же этот лидер, где сейчас летят остальные птицы, которых мы пометили датчиками, и с чем им довелось столкнуться на своём пути?

Прошедшие 10 дней оказались очень богаты событиями для наших подорликов. Отступившая было зима неожиданно вернулась и застала врасплох многих ранних мигрантов. Интернет сегодня пестреет картинками самых разных птиц в снегу, на льду, на обледенелых ветвях деревьев.

Большой подорлик  в полете

Фото: S. Harvancik

События развивались стремительно. 15 марта вся Юго-Восточная Европа и большая часть Западной Украины и Беларуси были свободны от снега, дул теплый южный ветер и ничего вроде бы не предвещало грядущего ненастья.

Однако уже 17 марта надвинувшееся с севера крыло циклона засыпало снегом огромную территорию шириной несколько сотен километров и длиной от Карпатских гор до Днепра, перекрыв мигрантам путь на север.

Вслед за снегом пришел сильный мороз. 18 марта глубоким снегом завалило уже всю остававшуюся свободной южную часть Украины, Молдавию, Румынию… Дальше всех на момент похолодания успел продвинуться Блонд. Снегопад застал его в середине Хмельницкой области Украины. Интересно, что на юге Украины и на Балканах в это время еще вовсю шла миграция.

В то время, когда Блонд уже сутки коротал под сильным снегопадом и северным ветром, с юга продолжали подлетать ничего не подозревавшие птицы. Юзефина наткнулась на снега 17 марта на юге Хмельницкой, Альжуся — на границе Винницкой областей Украины.

Только сейчас очнулась и очень не вовремя начала весеннюю миграцию Дениса, зимовавшая в Восточной Фракии, на турецкой окраине. 20 марта она застала похолодание уже на уровне Болгарии и вынуждена была здесь остановиться.

Карта местоположения больших подорликов, которые возвращаются в Беларусь

Холод и мороз до сих пор продолжают держать в плену трех балканских самок. Они или сидят на месте или перемещаются на очень незначительные расстояния. Совершенно по другому повел себя в этих обстоятельствах Блонд. На удивление, он продолжил лететь на север несмотря на глубокий снег и сильный мороз. Останавливал его только снегопад, который, как на зло, шел довольно часто и задержал его как минимум на три дня.

В дни без осадков он продвигался в среднем на 90 км к северу. Наконец, 22 марта красивой солнечной морозной погодой он пересек границу Беларуси. Сейчас он наверняка уже сидит у своего гнезда в заказнике «Старый Жаден». Родное болото еще засыпано снегом и сковано льдом.

Большой подорлик Блонд вернулся домой первым

Рисунок 2. Блонд первым из помеченных подорликов вернулся домой.

Ранний прилет на места гнездования – специфика наших «болотных» больших подорликов, сейчас подтвержденная еще и телеметрией. В годы с ранней весной они прибывают на места гнездования уже в первой декаде марта. После этого, как правило, всегда возвращаются холода, пищи на болоте очень мало. Зачем птицам так рано возвращаться? Это пока загадка. Все остальные окрестные гнездовые группировки подорликов, включая хорошо изученных польских и эстонских птиц, прилетают гораздо позже – в самом конце марта или в начале апреля независимо от хода весны.

Африканским зимовщикам холода не страшны, и они быстро наверстывают разницу в километраже. Лидирует, как и раньше, Перун. С ним было небольшое приключение в Турции. На подлете к проливу Босфор он ошибся и попал на соседний полуостров, заканчивающийся тупиком в Мраморном море. Переночевав на самой оконечности полуострова, он назавтра вернулся немного назад, поднялся на высоту около 1,5 км и по прямой пересек морской залив в сторону Стамбула, развивая скорость до 91 км/ч. По состоянию на 22 марта Перун уже находился в Болгарии, почти догнав балканскую аутсайдершу Денису. Тихон тронулся из Эфиопии 16 марта, когда его сосед по гнездовому участку Блонд уже был в северной Украине всего в 350 км от своего гнезда. На днях Тихон пересек Суэцкий перешеек и сейчас находится вне зоны доступа сети в Синайской пустыне.

В Египте нас ждал приятный сюрприз – возле Суэцкого канала объявился Тур, от которого с 31 октября прошлого года не было никаких известий. Теперь мы знаем о нем всё. Тур, как ни в чем не бывало, всю зиму провел в Южном Судане по соседству с эстонским собратом Сандером. Южный Судан отличается от Египта и Судана гораздо более влажным климатом и обилием водно-болотных угодий. Именно здесь традиционно зимует большинство польских и эстонских больших подорликов.

Большой подорлик Тур отзимовал в Южном Судане и летит домой в Беларусь

Рисунок 3. Место зимовки Тура в Южном Судане.

12 марта Тур начал миграцию и 20 марта уже был у Суэцкого залива, откуда и вышел на связь. От Полешука с 12 марта нет известий. Он должен находиться еще очень далеко в Центральной Африке.

Таким образом, все помеченные белорусские подорлики живы и здоровы, все мигрируют в сторону дома. Треки будут обновляться на карте только пока идет миграция. Как только птица окажется в пределах досягаемости гнездового участка, обновление прекратится до следующей осенней миграции. Это нужно для безопасности птиц. Большие подорлики очень чувствительны к беспокойству на гнездовом участке. Даже простое праздное любопытство без злого умысла может привести к очень печальным последствиям – неуспешному размножению или даже оставлению птицами гнезда.

 

Проект  «Научно обоснованная охрана глобально угрожаемого большого подорлика в Беларуси» проводят орнитологи Эстонского университета наук о жизни, общественная организация  «Ахова птушак Бацькаўшчыны», Eagle Club (Эстония) и НАН Беларуси. Проект финансируется Министерством иностранных дел Эстонии, рассчитан на 2 года.

 


Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: