Кто уже на гнезде, кто залетел не туда и кто поставил рекорд?

ад 2 красавіка 2018 года

В Центральной и Южной Европе снова потеплело, и это  внесло заметное оживление в миграцию подорликов.

 

Напомним, что три самки и один самец большого подорлика, успевшие пролететь дальше других сородичей на север, неделю назад оказались заблокированными глубоким снегом и морозом, —  кто в Украине, а кто в Болгарии. Только самый отчаянный подорлик – Блонд, сумел в «зимних» условиях добраться до своего гнезда в заказнике «Старый Жадень».

Интересно, что он не стал отдыхать после тяжелого перелета, а в следующие два дня посетил крупные соседние охраняемые территории – заказники «Ольманские болота», «Средняя Припять» и «Букчанский», расположенные на запад, север и юг от его гнезда. После этого вернулся на свой гнездовой участок и больше его не покидал.

Над Припятью. Фото В. Малыщица

После избавления из снежного плена, остальные подорлики также возобновили миграцию. Каждый при этом демонстрирует свою особенную стратегию и скорость передвижения. Юзефина всего за два дневных перелета добралась из центра Хмельницкой области до своего гнезда на болоте Диком в нацпарке «Беловежская пуща».

А вот Альжуся — еще одна самка большого подорлика из Беловежской пущи, проделала гораздо более сложный и длинный «экотуристический» маршрут. Стартовав одновременно с Юзефиной 25 марта, она зачем-то полетела на северо-восток и к ночи оказалась на севере Житомирской области, то есть отклонилась значительно на восток от генерального направления. За ночь она осмыслила свою ошибку и наутро полетела на запад. Интересно, что теперь маршрут ее проходил исключительно между крупными охраняемыми территориями Украины и Беларуси. За оставшиеся пять дней она останавливалась на ночевки в Ровенском природном заповеднике, заказниках «Простырь», «Споровский» и «Дикое». Такой маршрут наглядно показывает важность создания сети охраняемых территорий, создающих экологические «коридоры» для мигрирующих птиц. Все названные территории выделены АПБ и нашими зарубежными партнерами как ТВП — территории, важные для птиц.

31 марта Альжуся добралась до своего гнезда на окраине Национального парка «Беловежская пуща».

национальный парк «Беловежская пуща». Фото М. Бышнева.

Остальные подорлики еще в пути. На ближних подступах к гнездовым участкам сейчас находятся Дениса и Перун, которые целую неделю пережидали непогоду в Болгарии. Перун только что пересек границу Беларуси и без сомнения в скором времени будет на гнезде в национальном парке «Припятский». Дениса летит так, как будто она не совсем знает, куда хочет. Вчера полдня летела на северо-запад, потом повернула под прямым углом и полетела на северо-восток. В итоге осталась в Ровенской области Украины, хотя могла бы уже быть в Беларуси.

Интересно наблюдать за миграцией двух африканских зимовщиков – Тура и Тихона. Хотя они стартовали в разное время и из разных мест, но в Израиле пути их сошлись и далее они идут «ноздря в ноздрю», ночуя недалеко друг от друга. Причем поведение и скорости у них совершенно разные, но результат оказывается схожим. Тихон летит заметно быстрее, но не очень следит за маршрутом, поэтому никак не может оторваться от более размеренного и точного Тура.

Оба самца в пути показали рекорды. Так, Тур в Турции воспарил на рекордную для подорлика высоту 3398 м, а Тихон в Сирии развил однажды скорость до 136 км/ч. Тихон тогда лихо опередил Тура, но при этом так сильно отклонился вглубь пустыни, что назавтра ему пришлось долго выбираться к побережью, растеряв все свое преимущество.

Тихон (красный трек) отклонился вглубь пустыни и упустил преимущество

Следующая подобная история случилась недалеко от пролива Босфор. Оба подорлика, как и Перун в свое время, попали на тупиковый полуостров, отделенный от Стамбула морским заливом. Торопливый Тихон проскочил его весь до самой оконечности, а потом вынужден был возвращаться назад. Рассудительный (или более опытный) Тур разобрался в ошибке еще на полпути и по прямой пересек морской залив на север.

Большие подорлики воспаряют в восходящих потоках воздуха над сушей и планируют как можно дольше, затем это повторяется снова. Летят подорлики только над землёй, а чтобы пересечь залив, им нужно подняться повыше, чтобы планировать дольше. Постоянно махать крыльями в полете большой подорлик не способен.

Тихон пробовал применять и тактические хитрости. 1 апреля, когда оба подорлика ночевали в северной Болгарии в 17 км друг от друга, Тихон «встал» намного раньше обычного и уже в 6:50 начал миграцию, пользуясь попутным теплым ветром. 

Тур, как обычно, дождался восходящих токов воздуха от нагретой солнцем земли и воспарил только в 10:30. К этому времени Тихон был уже в 100 км от него на территории Румынии. Но развить преимущество снова не удалось. В обед наползла облачность и пошел дождь. Тихон остановился, начал кормиться на полях в пойме Дуная и остался здесь ночевать. За это время к нему не торопясь подтянулся Тур…

Путь Полешука пока покрыт тайной, связи с ним по-прежнему нет.

 

Проект  «Научно обоснованная охрана глобально угрожаемого большого подорлика в Беларуси» проводят орнитологи Эстонского университета наук о жизни, общественная организация  «Ахова птушак Бацькаўшчыны», Eagle Club (Эстония) и НАН Беларуси. Проект финансируется Министерством иностранных дел Эстонии, рассчитан на 2 года.



Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: