Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Как обустраиваются большие подорлики дома: о самцах-семьянинах, сюрпризе от Денисы и поспешливом Туре
Апошнія навіны,Навіна арганізацыі ад 18 красавіка 2018 года
Помеченные спутниковыми датчиками большие орлецы прилетели с зимовки. За их миграцией можно было следить на специальной карте, а теперь их полеты вблизи гнезд могут отслеживать только ученые. Любителей посмотреть на редких птиц и сделать с ними селфи лучше не искушать: беспокойство орлов на гнёздах может быть чревато гибелью птенцов.
Первый прилетевший самец большого подорлика Блонд занял свой прошлогодний участок и гнездо в болотном массиве Старый Жадень. В настоящий момент он занимается обычными повседневными подорличьими делами – охотится, кормит самку и следит, чтобы никто не нарушал границы его участка. По поведению очень похоже, что он начал носить корм в гнездо 9 апреля. Возможно, самка с этого момента начала насиживать кладку.
Интересно, что его сосед по болоту Тихон прилетел к своему гнезду на 13 дней позже Блонда – только 4 апреля, а корм в гнездо начал носить всего на два дня позже – 11 апреля.
Поведение двух «пущанских» самок — Альжуси и Юзефины, которые прилетели еще в конце марта, пока совершенно не понятно. Однозначно, что никто из них пока не насиживает кладку. Мало того, даже не очень понятно какое же гнездо им больше нравится. Так, Альжуся в течение нескольких дней посещала гнезда соседних пар большого подорлика на расстоянии 5,5 и 8 км от своего гнезда и даже переночевала на каждом из них. Юзефина поначалу активничала в районе своего прошлогоднего гнезда, но в последние три дня полностью его игнорирует. Самцы в этом плане пока ведут себя более определенно.
Самка Дениса вернулась к гнезду на Средней Припяти 3 апреля. Здесь нас ждал сюрприз, одновременно и приятный и нет. Приятный, так как Дениса оказалась не случайным посетителем места прошлогодней поимки, а размножающейся территориальной птицей, как и предполагалось изначально. Неприятный, так как это означает, что после мечения в прошлом году она бросила гнездо с большим уже птенцом. К счастью, птенца смог докормить один самец.
По невероятному стечению обстоятельств именно этого птенца зимой сняли в Израиле. Таким образом, мы имеем доказательство успешного размножения в гнезде Денисы.
Окольцованный сын Денисы на зимовке в Израиле
Этот случай наглядно показывает, что любые инвазивные методы могут иметь непредсказуемые последствия. Все зависит от характера птицы. Даже рутинное кольцевание птенцов хищных птиц на гнездах, практикуемое всеми орнитологами-«раптологами» небезопасно.
Установка фотоловушки на гнездо большого подорлика в прошлом году наглядно показала, что случай случаю рознь. Так, при установке камеры я провел на гнезде 20 минут. К счастью, взрослых птиц в этот момент не было рядом. Камера запечатлела, как уже через короткое время родители принесли корм, эту ночь и все последующие самка провела на гнезде. Через несколько дней я пришел проверить работоспособность камеры и заодно окольцевал птенца. Камера все это время фиксировала события. Время, проведенное на гнезде, снова составило 20 мин. Но меня на этот раз заметили взрослые птицы. Поведение их резко изменилось. Они перестали прилетать в гнездо. Ночью птенец впервые остался один. Даже наутро самка не прилетела и не принесла зеленую веточку в выстилку гнезда, что делала всегда с большой пунктуальностью. Она появилась в гнезде только к обеду следующего дня. Самец принес корм еще позже — только к вечеру. Таким образом, птенец целые сутки провел в одиночестве и голодный. Понятно, что вероятность его гибели от любых внешних факторов все это время была намного выше, чем обычно. Всем людям, работающим с жилыми гнездами, нужно осознавать, что человек является источником мощнейшего стресса для птиц. Нужно стараться минимизировать свое присутствие у гнезда. И уж совершенно недопустимо лазить в гнезда только для того, чтобы посмотреть, что там находится, особенно в период насиживания кладок. Варварством в этой связи выглядят также продолжительные селфи с птенцами, которые иногда устраивают даже профессиональные орнитологи, забывая, что любая лишняя минута, проведенная у гнезда, может стоить птенцам жизни. Я уже молчу про засидки, устроенные на соседних деревьях для съемки хищных птиц на гнезде. Такое гнездо с вероятностью 99,9 % будет брошено в следующем году, а в некоторых случаях — и в этом.
Перун прибыл на свой участок 3 апреля, одновременно с Денисой. Первое время он часто летал над поймой Припяти, которая в эту пору уже была полностью залита паводковыми водами. Не знаю, есть ли у подорликов какие-то эстетические чувства, но зрелище, которое он видел, может поразить любое воображение. Судя по трекам, Перун начал носить корм в гнездо 10 апреля.
Разлив Припяти. Фото: Людмила Астапович
Тур прибыл в Беларусь позже других — 5 апреля. Так разогнался, что сначала пролетел гнездо транзитом, пересек Припять и только на Лунинецкой стороне реки развернулся назад на свой участок. Первую неделю он выбирал между двумя известными гнездами: какое же занять? В итоге выбрал другое гнездо, хотя обычно в случае успешного размножения занимается прошлогоднее. К счастью, птицы — живые существа, а не запрограммированные роботы. Они могут нарушать правила, когда захотят. Это затрудняет процесс их изучения, но зато делает его несравненно более увлекательным. Тур пока занят процессом подновления гнезда.
Таким образом, все три наши самки пока свободны и не очень много времени уделяют гнездам. Три из четырех самцов якобы носят корм насиживающим самкам. Причем, независимо от большой разницы в сроках их прилета, это поведение самцов отмечено фактически одновременно – с 9 по 11 апреля, то есть с приходом в Полесье волны очень теплого воздуха.
От Полешука пока нет известий, а по срокам миграции ему уже давно пора появиться на связи. Похоже, что есть проблемы с его передатчиком. Новости от него мы сможем получить после проведения визуальных наблюдений на его гнездовом участке уже в ближайшее время. Большинство подорликов, даже малых, уже прилетело в Беларусь.
Проект «Научно обоснованная охрана глобально угрожаемого большого подорлика в Беларуси» проводят орнитологи Эстонского университета наук о жизни, общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны», Eagle Club (Эстония) и НАН Беларуси. Проект финансируется Министерством иностранных дел Эстонии, рассчитан на 2 года.
Валерий Домбровский
Падзяліся артыкулам у сацсетках: