Километры по тростнику, полчища комаров и полный восторг. Как мы искали гнезда большого подорлика

ад 19 ліпеня 2018 года

Заметки Ирины Филипковой из «орлиной» экспедиции по лесам и болотам: как искали редкого и скрытного большого подорлика?

 

Четвертый год подряд «Ахова птушак Бацькаўшчыны» проводит акцию «Спаси орленка», цель которой – остановить снижение численности большого подорлика, краснокнижного вида, которого в нашей стране осталось не более 120-150 пар. Каждый сезон орнитологи проверяют сохранность известных гнезд, ищут и отдают под охрану новые. Я поехала в одну из «орлиных» экспедиций АПБ и своими глазами увидела, как происходит поиск гнездовий.

 

День первый: «Ура, нашли!»

Наша поездка запланирована на первую половину июля – время, когда птенцы большого подорлика уже подросли, но еще не улетели на свои хлеба, и родители продолжают их кормить. Приметив, куда взрослый подорлик понес добычу, можно определить, где находится орлиный «дом». А потом пойти и проверить, действительно ли там есть заселенное гнездо. Кроме того, нужно посетить ранее найденные гнезда, координаты которых занесены в GPS-навигатор. Цель та же: узнать, есть ли там птенцы.

Искать большого подорлика мы будем на трех территориях, важных для птиц (ТВП), расположенных на юге Беларуси: «Велута», «Выгонощанские болота» и «Хованщина». Это Ганцевичский и Ивацевичский районы Брестской области.

«Капитан» нашей экспедиции — специалист по природоохранным вопросам АПБ Семен Левый, на счету которого десятки «орлиных» поездок в разные сезоны по разным регионам страны.

Орнитолог Семён Левый

Семён Левый

Второй участник — Станислав Верталь, орнитолог из Пинского района.

Орнитолог Станислав Верталь

Станислав Верталь

 

По пути к месту Семен проводит для меня ликбез: рассказывает, как отличить в полете очень похожих малого и большого подорлика, объясняет методику, с помощью которой мы будем, наблюдая за охотящимися птицами из двух точек, определять примерное местоположение гнезда, показывает самолично размеченные карты, где видны «наши» поля и леса, говорит про компасы и азимуты…

Орнитолог держит карту местности

Вот такой картой мы руководствовались в поиске больших подорликов

 

— Все поняла?

— Угу.

— Повтори тогда.

— У малого спина и голова светлее…

— Ясно.

 

Большой подорлик в полете

Большой подорлик в полете

 

Помимо собственно наблюдений и поиска орлиных «домов» роль Стаса в экспедиции – залезать на дерево с гнездом, спускать оттуда птенца для замеров и кольцевания, а потом водворять обратно. Как правило, большие подорлики сооружают свои жилища на мощных старых деревьях – ольхе, дубе, ели, иногда на иве. И довольно высоко – метрах в 15-20 от земли. Поэтому, по моему скромному мнению, задача у Стаса не то чтобы нетривиальная, а реально для суперлюдей. Тем более что 20-метровая высота – далеко не предел.

 

Типичное гнездо большого подорлика

Так выглядит типичное гнездо большого подорлика

 

— Прошлым летом в Припятском пришлось лезть на такую огромную иву, что еле хватило веревки, на которой опускаем рюкзак с птенцом. Метров 25 от земли до гнезда было, — говорит Стас.

Наша задача на сегодня – проверить одно «легкое» гнездо, которое орнитологи нашли прошлым летом совсем рядом с полем, и три подальше в лесу. Все находятся в ТВП «Велута» в Ганцевичском районе.

Пока едем, Семен со Стасом вспоминают, что в одном из прошлогодних заселенных гнезд кроме птенца обнаружили еще полуживую молодую лысуху. Довольно необычная добыча для большого подорлика, основу рациона которого составляют грызуны. Еще в одном гнезде нашлись сразу пять полевок. Видимо, родительское желание «чтобы маленький как следует поел» характерно не только для людей.

Когда добираемся до точки, откуда до «легкого» гнезда нужно идти пешком, солнечная погода сменяется пасмурной, а потом и вовсе начинается противный мелкий дождь.

 

Дождь в поле

Начался дождь

 

На наше счастье скоро в тучах появляется просвет, и мы тут же используем это «окно возможностей».

 

Лесная малина

Угостились лесной малиной. С куста — вкуснота!

 

Вот та самая ольха. Бинго, в гнезде живут: на траве и кустах под деревом – птичий помет. Ну в каком еще случае будешь так радоваться при виде этой субстанции?

 

Помет под гнездом

Помет под гнездом указывает, что оно жилое

 

Стас надевает «когти», обвязывается страховкой, забрасывает за плечи рюкзак и резво лезет на ольху. Раз-раз, и он уже вровень с орленком, что-то ему говорит. Представляется?

 

Орнитолог проверяет гнездо

Стас у гнезда

 

Птица аккуратно помещается в рюкзак, и ценный груз бережно спускается на веревке вниз, прямо к Семену в руки.

Ради таких моментов орнитологи готовы прочесывать километры труднопроходимой местности – а большой подорлик только в такой и селится. Каждый найденный птенец – большая радость и надежда на то, что белорусская популяция этого «болотного» орла как минимум не снижается.

Мне дают подержать маленького большого подорлика – какой же он горячий! Температура тела у птиц в среднем 40 оС. Я счастливо улыбаюсь, орленок не разделяет моего восторга, хочет освободить крылья и широко открывает клюв.

— Жарко ему что ли?

— Нет, он тебя пугает.

Опускаем мелкого на траву. Он, как может, устрашает непрошеных гостей. Расправляя крылья, демонстрирует силу: «я большой и грозный».

 

Птенец большого подорлика

Птенец большого подорлика. Фото С. Левого

 

— Хорошо, что он еще не совсем вырос. А то в прошлом году залез в гнездо – а там уже здоровый детина, давай меня лупить ногами. Нормально так поцарапал, — Стас это нам скажет чуть позже. Потому что все время, пока Семен кольцует птенца, наш верхолаз сидит на дереве.

 

Кольцевание птенца большого подорлика

Нацепили колечко

 

Окольцованный большой подорлик тем же способом – в рюкзаке на веревке — отправляется назад на свое место. Не исключено, что будет продолжать трапезу: Стас заметил на его «детском столике» полторы полевки. А мы, довольные тем, что первое проверенное гнездо оказалось обитаемым, переезжаем к следующему.

 

Поле и лес

Продолжаем путь

 

Путь пешком туда-обратно занимает час. Но результат, увы, неутешителен: гнездо, хоть и со свежей выстилкой, без птенца.

— Возможно, пара готовилась к гнездованию, но потом по каким-то причинам передумала. Чаще всего так происходит при недостатке корма, — говорят ребята.

Финал нашего полевого дня приносит приятный сюрприз: на обратном пути прямо на дороге перед нами сидит удод, новый для меня вид. Не улетел сразу, попозировал.

 

Удод

Встретили удода

 

День второй: «Смотри в оба»

На следующий день погода просто идеальная для слежения за охотой подорликов: почти безоблачное ясное небо. Сегодня у нас «Выгонощанские болота». Мы разделяемся: Стас наблюдает из одной точки, мы с Семеном из другой. Расчехляем подзорную трубу, берем бинокли.

 

Орнитолог смотрит в подзорную трубу

Ловим в объектив большого подорлика

 

Кругом куча охотящихся птиц – прямо над полем летают луни, в небе парят канюки, осоеды, малые подорлики и интересующие нас большие.

Семен засекает одного, второго, третьего. Нам нужно умудриться следить за всеми и не пропустить момент, когда птица поймает мышь. Если не съест на месте, а полетит с ней к лесу, вероятнее всего, добыча предназначена птенцу. Значит, в той стороне, куда направится хищник, гнездо – объект наших поисков.

 

Большой подорлик в полёте

Большой подорлик в полёте

 

Подорлики парят высоко и далеко – в трубу их можно видеть даже за три-пять километров. От долгого смотрения на маленькую движущуюся точку в ярком небе слезятся глаза. Но как только отведешь взгляд, есть все шансы потерять птицу из вида. И услышать от Семена: «Ну вот, провалила задание». Между тем, в зоне видимости летают уже пять больших подорликов. А у нас всего две пары глаз. Семен то и дело переговаривается со Стасом по рации, уточняет обстановку. Рация голосом Стаса сообщает, что у него пара больших подорликов гоняет орлана-белохвоста. Мы этого не видим, вероятно, это другие птицы, и вместе с нашими их уже семь. Значит, в округе четыре пары этих орлов – где-то есть еще не замеченный нами восьмой.

 

Большой подорлик охотится

Большой подорлик на охоте

 

Счет времени идет на часы. Жарко. Над нами звенят жаворонки. Где-то совсем рядом в поле поют перепела. Наконец, Семен замечает, что один из подорликов что-то поймал и понес в сторону леса. Но не туда, где в прошлом году нашли гнездо. Подорлик скрылся за деревьями, и понять, куда именно он полетел, невозможно. Может быть, имеет смысл обследовать тот лес поздней осенью или зимой: на голых деревьях большие гнезда очень заметны. В листве же их найти крайне трудно.

Остальные птицы по-прежнему без добычи. В середине дня наш командир решает, что пора сворачиваться и идти проверять найденные раньше гнездовья.

Пробираемся по траве выше человеческого роста, через буераки и канавы. За нами – полчища слепней и комаров. В болотных сапогах и полевой одежде невыносимо жарко. GPS предательски показывает, что до точки еще идти и идти.

 

Заросли тростника

Шагаем через тростник

 

— Видишь, работа орнитолога – это не сидеть в комфорте и считать птичек.

Наконец, добираемся до дерева с гнездом. Субстанции, которая нас радует, внизу не наблюдается. Зато много перьев большого подорлика – определенно, птицы здесь были. Мы на 99% уверены, что гнездо пустое, но Стас решает залезть и проверить.

— Не все так просто, — говорит он, спустившись. — Пара определенно обновляла гнездо в этом году, чтобы вывести птенцов: там свежие ветки с листьями. Но размножение, видимо, оказалось неуспешным.

Возвращаемся к машине уже другим путем. Снова густая трава выше головы. Внезапно рядом с нами раздается чудовищный шум – не то треск, не то всплеск. Это из канавы с водой, заслышав нас, выпрыгнул лось. В высоких зарослях видна только его темная грудь и голова с огромными бархатными рогами.

 

Где-то здесь мы спугнули лося

Где-то здесь мы спугнули лося

 

Наконец выходим на дорогу. Далеко, километрах в полутора, виднеется белая точка – наш автобус. Путь до него кажется вечностью. Трекер Семена показывает, что наша петля потянула на десять километров. Расстояние не то чтобы огромное, но после лазанья «по корчам» ощущение, что прошли как минимум вдвое больше.

 

Экспедиция орнитологов

Наконец-то вышли на дорогу!

 

Но даже эта десяточка – ничто по сравнению с прошлогодним рекордом «орлиной» экспедиции в нацпарк «Припятский», когда ребята шли три часа по бурелому только в одну сторону. К счастью, не зря: в гнезде был птенец большого подорлика.

— Прошлый год вообще оказался очень удачным: всего за лето мы нашли десять гнезд большого подорлика с птенцами. В этом, уже понятно, ситуация ощутимо хуже. Хотя на этой конкретной территории численность возросла: сегодня мы наблюдали четыре пары, а в прошлом году здесь были известны всего две. Но с точки зрения размножения все не так хорошо: из четырех пар добычу в гнездо понесла всего лишь одна. Можно предположить, что птенец есть только у нее. То есть у 25% популяции большого подорлика на этом участке «Выгонощанских болот», — говорит Семен.

Как попасть в экспедицию на большого подорлика?

Полевой день закончен. Грязные и уставшие, мы едем в гостиницу. По дороге уже традиционно спугиваем удода. Справа по борту Стас замечает косулю. Сегодня ее очередь позировать перед камерой.

 

Косуля

Косуля решила нам попозировать

 

День третий: трое в лодке

ТВП «Хованщина». Планы амбициозные: проверить сразу пять гнезд хищных птиц. А чтобы до них добраться, придется переплыть два канала, которые не перейти вброд.

 

Участники экспедиции надувают лодку

Готовимся к отплытию

 

Надуваем лодку. Она небольшая, поэтому решено, что сначала Стас переправит меня, потом вернется за Семеном. На память приходит загадка про волка, козу и капусту, которых нужно доставить на противоположный берег так, чтобы никто никого не съел.

 

Канал в лесу

Первый канал

 

Весел нет. Гребем руками. Первый канал успешно преодолен.

 

 

 

В лесу на надувной лодке

Приходится грести руками

Переправа без весел на надувной лодке

Без весел — веселее!

 

Второй чуть пошире, к твердому берегу причалить невозможно из-за зарослей тростника. Стас высаживает меня на тростниковой кочке и готовится плыть назад, но тут ему в голову приходит гениальная мысль, как оптимизировать переправу: «Ира, я привяжу к лодке веревку, второй конец будет у тебя. И ты нас с Семеном подтянешь». Стас гребет назад, веревка разматывается, как нить Ариадны.

 

Как сделать паром своими руками

Паром из подручных средств

 

На середине канала он вдруг оглядывается по сторонам и начинает смеяться: в ста метрах от того места, где мы самоотверженно сражаемся с водной стихией, есть насыпь, по которой спокойно можно перейти на другой берег. Вместо того, чтобы вернуться за мной и втроем пойти к насыпи, Стас продолжает плыть за Семеном. Я подтягиваю ребят на веревке к своей кочке. Но в последний момент разум возобладал, и мы решаем не проверять на себе глубину воды, в которую непременно провалимся, если будем скакать по тростнику до твердой земли. Садимся в лодку, уже втроем, и возвращаемся. Смеемся.

— Дважды сглупили: во-первых, могли сразу плыть втроем. А во-вторых, могли вообще не плыть, — говорит Семен. – Вот что значит не провести разведку местности.

Наше плавсредство надежно спрятано в тростнике, а мы включаем GPS-навигатор и идем — каждый из нас в облаке остервенело гудящих комаров.

 

Работа орнитологов в полях

В царстве комаров

 

Первое гнездо на маршруте расположено на дубе. Оно небольшое, и вероятнее всего принадлежит осоеду или канюку. Следующее, «легендарное», должно быть на елке. Долгое время Валерий Домбровский изучал питание большого подорлика, занимавшего это гнездо. Однако, пройдя еще пару километров, видим, что его уже нет. Вероятно, разрушилось от времени.

 

Чаща леса

Глухой лес — то, что любят подорлики

 

Идем дальше. Путь пролегает по затопленному черноольшаннику. В сырой год пришлось бы пробираться по колено воде, но нынче первая половина лета была сухой, и мы мочим ноги, только переходя каналы.

 

Черноольшанник

Идём по черноольшаннику

 

Гнездо номер три – просто эталонное. Красивая старая ольха, на высоте 15 метров в развилке толстых сучьев аккуратная платформа из веток. Внизу – обнадеживающая картина свежего помета.

Гнездо хищной птицы

Эталонное гнездо

Орнитолог взбирается на дерево

Стас карабкается к гнезду

Стас вскарабкался примерно до середины, когда происходит нежданное: из гнезда вылетает птица – хищник небольших размеров. Неужели уже слеток большого подорлика? Через полминуты тем же манером, только в противоположную сторону, выпархивает второй птенец. Эталонное гнездо большого подорлика оказалось чьим-то еще – скорее всего, канюка. У подорлика крайне редко выводятся два птенца, и даже если это случается, до возраста слетка один из двоих не доживает.

— Это гнездо мы с волонтерами нашли зимой. Оно находится далеко от края поля – больше километра, что типично для скрытного большого подорлика. И совсем нетипично для канюка, который не любит летать на большие расстояния с добычей. Внутри этого леса есть болота, но канюк на них не охотится, а вот большой подорлик вполне может. Поэтому очень странно, что гнездо заселено другим видом, — говорит Семен.

Канава с ряской

Канава с ряской

 

Наша Одиссея продолжается. В семистах метрах ольха, на которой четвертое гнездо. С земли видно, что оно не пустует: на странных посетителей глазеет птенец, с виду такой же, как тот, которого Семен окольцевал в первый день. Но нет.

 

Птенец малого подорлика

Птенец малого подорлика

 

— Это малый! – сообщает сверху Стас. – Сто процентов! У него на крыльях маленькие светлые пятна и затылок рыжий.

Раз уж все равно на дереве, можно спустить птенца, чтобы окольцевать.

 

Птенец малого подорлика

Спустили малыша

Орнитолог и птенец малого подорлика

Семён и птенчик малого подорлика

 

Участок обитания большого подорлика может занимать до 25 квадратных километров. То есть из двух проверенных нами гнезд, расстояние между которыми всего семьсот метров, только одно могло принадлежать большому подорлику. Но по факту оказалось, что оба заселены другими птицами.

 

Лесная дорога

Едем на новое место

 

Мы переезжаем в другое место, чтобы посмотреть пятое гнездо, последнее на сегодня. На GPS-навигаторе видно, что рядом с гнездом вырубка, что сильно уменьшает шансы на положительный результат: большие подорлики очень чувствительны к присутствию человека и часто покидают места обитания, если кто-то нарушает их покой. Поэтому очень важно найти новые гнезда и успеть передать их под охрану землепользователям до того, как рядом могут пройти рубки леса.

Карты не обманули: и правда вырубка, причем относительно свежая. И да, гнездо на елке оказывается пустым. Скорее всего, известная пара гнездившихся здесь подорликов сместилась в другое место.

По дороге домой традиционная фотосессия с представителями дикой природы. На этот раз большая белая цапля.

 

Большая белая цапля

Встреча с большой белой цаплей

 

Экспедиция закончена. Из восьми обследованных нами гнезд хищников только три оказались заселенными. И только одно из этих трех принадлежит большому подорлику. Напрашивается вывод, что в этом году немногие пары вырастили птенцов, примерно одна из четырех. Скорее всего так произошло из-за недостатка корма: птицы не будут размножаться, если невозможно прокормить потомство. Но окончательные итоги сезона подводить еще рано. Впереди – поездки в другие «орлиные» регионы страны. И сколько бы орлят ни было найдено, каждый птенец – это успех.

Ирина Филипкова, специально для АПБ

Помоги большому подорлику



Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: