Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Как мы искали ошейник волка-эмигранта
Апошнія навіны,Навіна арганізацыі ад 4 верасня 2018 года
Двое волков, за которыми следили ученые, ушли из Беловежской пущи за границу. Мы узнавали о перемещениях зверей с помощью GPS-ошейников.
Сейчас они автоматически отстегиваются, и ученые ищут их по сигналам. Чтобы найти ошейник волка Рудого, пришлось отправиться в Польшу.
Мы уже писали о путешествиях Рудого на территории Польши. После долгих путешествий он остановился на ПМЖ в Цехановецкой пуще. Она небольшая, не сравнить с Беловежской. Это скорее лесок, чем крупный лесной массив. Но история — предмет упрямый. Название пущи сохранилось, а значит, когда-то шумели и здесь величавые леса с медностволыми, корабельными соснами. Сейчас от былой пущанской славы Цехановецкого леса остались одни былины. Но именно этот лесок, остаток пущи, пришелся по душе Рудому. Здесь, как мы полагаем, он обрел семейное счастье.
Исследователь волков Николай Черкас
Когда выяснилось, что у Рудого есть логово и стая, мы настроили передатчик, чтобы он отправлял нам координаты только один раз в день. Это продлило бы работу аккумулятора и мы могли бы дольше наблюдать за перемещением нашего подопечного. Но по иронии судьбы случился сбой и сигнал не прошел. Приближался день, когда на электронный замок ошейника поступит электрический импульс и он расстегнется. День «Х» наступил. Волк освободился от «шпиона». Посмотрев на спутниковую карту, мы обрадовались. Ошейник отпал в поле, то есть найти его будет не трудно. Началась подготовка к поездке за ошейником. Но вдруг координаты места, где он находился, начали поступать с большим «рассевом». Складывалось впечатление, что отпавший ошейник начал перемещаться.
Для этого могло быть несколько причин:
Любая версия подтакивала быстрее выехать на место и начать поиски ошейника.
Через несколько часов после того, как на экране компьютера появилась картинка с перемещением ошейника, я был на границе в пункте пропуска «Песчатка». Очередь была небольшая, и скоро я оказался перед окошком пограничного контроля. Очаровательная девушка-пограничница взглянула на техпаспорт автомобиля и интригующе произнесла:
— «Ахова птушак Бацькаўшчыны»!
Гордость за нашу организацию окрылила меня. Приятно, когда о ней знают даже на границе.
— Да.
— Что же вы птиц не спасаете?
— Мы этим и занимаемся.
— Как же! Когда в училище мы с подругой готовились к сдаче нормативов по физподготовке и бегали возле пруда, обнаружили больного лебедя. Позвонили в «Ахову птушак Бацькаўшчыны», чтобы его забрали, а они отказались. Почему вы лебедя не спасли?
Пришлось объяснять, что мы не имеем права изымать птиц из природы. Эту функцию может выполнять только государственная инспекция.
Но все доводы не убедили девушку.
— Всё равно, вы должны были спасти лебедя, — произнесла она с досадой и протянула мне документы.
Справка АПБ. Если вы обнаружили больную или раненую птицу (сломано крыло, есть кровь и т.д.), то по закону вы должны обратиться в МЧС или территориальные органы Минприроды. После этого на место событий приедет комиссия и составит акт с вердиктом, что делать с птицей дальше: оставить в природе, отправить к ветеринару или даже отдать заявителю, если он в состоянии обеспечить уход. Самостоятельно изымать животных из дикой природы запрещается законом. Для консультации можете звонить в АПБ: +375291016887 или +375292230613.
…Ваше благородие, Госпожа удача...
Закончилась изнурительная процедура прохождения границы. Хотелось быстрее попасть на поле, где отпал ошейник. Если там скошена трава, то, вероятно, после обеда ее будут прессовать. Нужно было попасть до начала прессовки сена. Дороги в Польше отличаются от беларусских. Если у нас даже на Ольманских болотах дорогу строят как проспект, то польские более узкие, и деревья растут рядом с дорожным полотном. К шести часам вечера я уже был на месте. И вот GPS отсчитывает метры до точки, где должен лежать ошейник. Сотня метров – и стрелка упрямо ведет меня с сенокоса в огромные заросли кукурузы. Верю приборам. Сверил с распечатанными картами. Нашел ориентиры. Да, нужно идти в кукурузу. 20, 10, 1 метр до ошейника – показывает GPS, но ошейника не видно. С трудом пробираясь между стеблями кукурузы, наматываю круги, но безрезультатно. Пришлось поменять тактику поиска и челноком ходить по рядам. Кукуруза высокая, листья очень низко, издали ничего не увидишь. Приходится идти, сильно согнувшись. После долгих поисков пришлось бросить это занятие. Может, ошейника вообще тут нет?
На следующий день, взяв радиопеленгатор в Институте млекопитающих в Беловеже, я вернулся на поле. Через метров триста в эфире зазвучал тихий сигнал от передатчика. С антенной идти по кукурузному полю очень трудно. Поэтому, взяв азимут звука с разных сторон, направился на место исходящего сигнала. И вот она, радость – ошейник. Наконец-то закончились приключения.
Ошейник Рудого
Исследования проводятся в рамках Програмы в поддержку заповедности Беловежской пущи, которую совместно реализуют общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща» при поддержке Франкфуртского зоологического общества.
Возвращаемся с находкой
Специалист АПБ по природоохранным вопросам Николай Черкас
Падзяліся артыкулам у сацсетках: