Под Бобруйском застрелили сокола-сапсана

ад 14 лістапада 2018 года

Орнитолог, кольцевавший птицу несколько месяцев назад в российской тундре, нашел ее мертвой в Беларуси недалеко от проселочной дороги через реку напротив деревни Щатково.

Сапсан, застреленный под Бобруйском

Сапсан, застреленный под Бобруйском

Иван Покровский, сотрудник Института орнитологии Макса Планка в Германии, давно занимается изучением миграции арктических  птиц, и в этом году пометил на острове Колгуев спутниковыми передатчиками шесть сапсанов. Такие передатчики используются как для слежения за миграцией и зимовкой птиц, так и позволяют в случае чего узнать причины их гибели.

В 2015 году Институт орнитологии Макса Планка уже метил передатчиками четырех сапсанов. Но тогда  сигналы приходили раз в сутки или даже раз в несколько дней. Все птицы благополучно добрались до мест зимовки.

В 2018 году сапсанов метили уже новыми передатчиками, посылающими сигнал каждые полчаса и оснащенными акселерометром. Поэтому, когда сигналы поступают продолжительный период из одного места, можно предполагать, что птица, скорее всего, погибла, либо, что маловероятно, каким-то образом сбросила передатчик.

 

В 2018 году сразу не заладилось. Один из помеченных сапсанов замер под Великим Новгородом. Сердце второго сапсана в среду 24 октября остановилось под Бобруйском, сразу за городом, всего в 2 километрах от объездной дороги. Иван смог найти обеих птиц. Они оказались убиты из огнестрельного оружия: грудь посечена дробью. Иван Покровский: «Птица прилетела на это место 23 октября в 13-30 (видимо на дерево рядом) и была убита 24 октября в 15-00 (плюс/минус полчаса). Видимо сидела там на дереве, и охотник ее вспугнул…»

Место гибели сапсана под Бобруйском

Место гибели сапсана

Сапсан – исчезающий вид соколов, включённый в Красные книги Республики Беларусь и Российской Федерации, в Приложения к Вашингтонской, Бернской и Боннской конвенциям. В Беларуси эта птица не гнездится с 1980 г., но регулярно встречается на пролете и на зимовке.

Сокол-сапсан в полёте

Сапсан в полёте

Редкость вида не остановила любителей пострелять ни в России, ни в Беларуси.

Последние дни сапсана: видно, что трек заканчивается за речкой напротив Щатково.

Последние дни сапсана: видно, что трек заканчивается за речкой напротив Щатково.

Кто и зачем мог застрелить сапсанов? Достоверно неизвестно, но, как замечает Иван Покровский, в обоих случаях места гибели птиц явно охотничьи — опушка леса, мелкие поросли кустарника, везде следы подъезда, кострища — в общем явные следы пребывания охотников.

Александр Винчевский, директор АПБ
В Беларуси все дневные и ночные хищники находятся под охраной закона. Кроме штрафа за нарушение правил охоты нарушителю придется раскошелиться еще и на возмещение ущерба, причиненного окружающей среде. Хищные птицы – не враги человека. У них своя роль в экосистемах. Безусловно, некоторые из них являются конкурентами охотников, но это не значит, что их надо стрелять. Вы же не стреляете своих коллег!

 

Иван Покровский отмечает, что случаи, когда убивают редких хищных птиц, не редки. Например, в половине случаев возвратов колец причиной смерти указано – «застрелена».

АПБ напоминает, что браконьерство в Беларуси предусматривает административную и уголовную ответственность.

Фото и карты предоставлены Иваном Покровским

телеграм апб



Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: