Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Водный путь от моря до моря — коалиция «Стоп Е40!» рассказала потенциальному инвестору об опасностях проекта
Апошнія навіны ад 5 чэрвеня 2019 года
Представители и эксперты консалтинговой компании из Нидерландов, которая исследует мнения по поводу строительства водного пути Е40 и технической основы для проекта, встретились с представителями общественной кампании «Стоп Е40» в Минске. ОО «Багна» подготовила материал об этой встрече.
Представители общественной кампании #Stop_E40 в офисе ЕБРР. Фото — Багна
Е40 — проект строительства судоходной трассы длиной более 2000 км, который хотят проложить по Висле, Припяти и Днепру, чтобы соединить Балтийское и Чёрное море и пустить там крупнотоннажные корабли.
Припять. Фото С. Плыткевича
Предварительное исследование потенциала проекта строительства водной трассы Е40 началось 20 мая. Им занимается группа экспертов из глобальной консалтинговой организации Royal Haskoning DHV, офис которой находится в Нидерландах.
Исследование для внутреннего пользования заказал Европейский банк реконструкции и развития после подобной инициативы в Украине. ЕБРР является потенциальным инвестором проекта водного пути Е40.
Предмет исследования — участок пути от Бреста до Киева, включая беларусскую деревню Нижние Жары и Рамсарское водно-болотное угодье «Пойма Днепра», где может вскоре появиться порт. Исследователи хотят затронуть несколько аспектов: оценить потенциал грузопотоков, мероприятия по поддержанию судоходности в соответствии с паспортными характеристиками будущего канала, а также возможное негативное влияние на окружающую среду.
Наиболее важными они называют экологические и социальные аспекты строительства.
Для ЕБРР очень важна оценка социального компонента, которая в Беларуси не является обязательной, — уточнили представители банка.
«Проект проходит в рамках так называемого Документа бизнес-требований (Business requirements document, далее BRD), и мы отдаём себе отчёт в том, как важно не навредить окружающей среде», — пояснил эксперт голландской компании Тун Зинго.
В рамках концепции Документа бизнес-требований будущий проект стремятся описать так, как его видит пользователь (в нашем случае эксперты обещают включить даже аспект взаимодействия местного населения с рекой). Однако на вопрос о доступности документа для ознакомления коалиция получила отказ ввиду решения использовать предварительное исследование только для служебного пользования.
Припять проходит через 11 охраняемых территорий в Беларуси
Встреча прошла 22 мая в Минском офисе ЕБРР. Она длилась два часа при участии одного представителя банка и консультанта Министерства транспорта Республики Беларусь, четырёх человек со стороны консалтинговой компании Роял Хасконинг, а также специалистов из общественных организаций «Багна», «Экодом», «Ахова птушак Бацькаўшчыны», украинской НПО «Екологія-Право-Людина» и беларусского Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского.
Участники заранее передали банку информацию, которую собрали через переписку с госорганами своих стран, и результаты проведённых коалицией исследований — экономического от бизнес-союза и гидроморфологического, подготовленного Варшавским университетом и Обществом охраны птиц Польши при поддержке Франкфуртского зоологического общества.
Во время встречи НГО кратко описали свою позицию.
«Наша коалиция «Стоп Е40» — это партнёрство НГО с оргкомитетом из пяти организаций», — сказала Ольга Каскевич, инженер-эколог ОО «Багна» и национальный координатор кампании.
Ольга Каскевич
В рамках работы коалиции 20 беларусских и 13 украинских общественных организаций выразили несогласие с планами строительства, письма поддержки написали более 10 европейских НГО. Петиции против подписало 25 447 беларусов и украинцев, а также 23 371 поляков.
— Мы считаем Припять нашей Амазонкой. Она протекает через 11 особо охраняемых природных территорий, в том числе через один национальный парк — это территория высшей степени природной значимости. Кстати, в Украине на всём протяжении Е40 Припять также проходит через охраняемые территории, входящие в Изумрудную сеть, — сообщила Ольга.
– Припять является важнейшим для Европы коридором миграции птиц и местом, популярным у туристов. И мы не в состоянии представить себе, как этот регион может подходить для развития многотоннажного судоходства, которое несёт сильное воздействие на окружающую среду. Или как вообще возможно спрямление Припяти, как вообще с ней можно планировать что-то сделать — это было бы катастрофой для нас и для Европы.
Эффект от зарегулирования Припяти будет негативным и без спрямления реки, дноуглубительные работы и дамбирование будут поддерживать постоянный уровень воды круглогодично, не позволяя реке разливаться, ускорят её течение, изменят этим полностью экосистему. Эта река питает множество болот и даёт жизнь естественным пойменным лугам и лесам, чрезвычайно важных для биоразнообразия, таким образом, пострадает множество охраняемых природных территорий — это упоминается в нашем гидроморфологическом исследовании.
Путь Е40 пройдёт также через территорию, загрязнённую после аварии на Чернобыльской атомной станции. В ближайший год мы собираемся изучить, как проект может повлиять на уровень радиоактивного загрязнения.
Полмиллиона птиц может потерять условия для сезонной миграции
«Катастрофой для дикой природы Полесья стали 2015 и 2016 годы, — обращает внимание Александр Винчевский, директор АПБ. — Уровень воды из-за засухи летом в Припяти составлял около 50 сантиметров. Воды для навигации нет и взять ее неоткуда. Если канал будет построен, то он станет критичной точкой отсчета для экосистем Полесья. Припять проходит через Рамсарские территории, которые признаны важными для птиц на международном уровне. Припять важна тем, что около полумиллиона птиц питаются и отдыхают в пойме во время весенней миграции. Это место имеет глобальное значение: птицы останавливаются здесь на пути из Африки на неделю или дольше, набирают жир, позволяющий им фактически без остановок долететь до Сибири и даже Якутии. Им не на что поменять Припять. Исчезнут пойменные луга – исчезнут эти птицы: утки, гуси, кулики».
2/3 украинцев рискуют получить питьевую воду с радиацией
«Что о проекте Е40 думают заинтересованные государственные органы в Украине? Мы провели небольшое исследование, которое закончили на прошлой неделе. Единственный госорган, который подтвердил, что ему известно о существовании проекта — Министерство инфраструктуры», — говорит Олексий Василюк, эколог из организации «Екологія-Право-Людина», которая изучает возможное трансграничное влияние проекта Е40 на территорию Украины.
Олексий Василюк
– Но такие важные госорганы, как Министерство экологии, Агентство водных ресурсов и Агентство управления зоной отчуждения вообще утверждают, что никто ни разу не обращался, чтобы услышать их мнение об этом проекте.
И все в своих ответах на обращение указали на важный аспект: проект несёт большую угрозу радиоактивного загрязнения. Ведь зона отчуждения и в Украине, и в Беларуси по диагонали пересекается рекой Припять.
Это означает, что дноуглубительные работы будут проходить на заражённых территориях. Ведь в 1986 году в Киевском водохранилище советские инженеры соорудили ловушки для радиоактивного ила, благодаря которым он не дошёл до Киева.
И Украина принимает все возможные меры, чтобы не затронуть эти донные отложения. В Киевском водохранилище нет регулярного судоходства, и вокруг Киева до сегодняшнего дня не заходит и речи о строительстве кольцевой дороги ввиду необходимости будоражить осадки в водохранилище.
Почему ещё этот вопрос так важен для Украины? Потому как вдоль Днепра (по которому тоже может пройти Е40 – ред.) живёт 2/3 населения, используя воду из реки в питьевых целях. Малейшая угроза радиации будет иметь огромный резонанс.
Ольга Каскевич уточнила: у коалиции есть письменные ответы от учёных из Национальной академии наук Беларуси, Минприроды Украины и ПГРЭЗ, которые подтверждают угрозу такого загрязнения.
Люди могут быть против, но не успевают высказаться
Каким бы ни было отношение жителей Беларуси к проекту, сложно его высказать публично. Участие в принятии решений, особенно на ранней стадии, в Беларуси является проблемой, и это может повлиять на учёт мнений людей — обращает внимание Ирина Сухий, член совета ОО «Экодом».
«Беларусь является стороной Орхусской конвенции, но не все аспекты конвенции имплементированы в национальное законодательство. В частности те, которые касаются участия общественности», — говорит Ирина.
Ирина Сухий
– Процесс работает не так, как в Западной Европе. Обсуждение не проходит на раннем этапе, когда возможны разные варианты развития событий. Обсуждение обычно проходит, когда общее решение уже принято, деньги инвестированы в проект — поэтому для нас и важна сегодняшняя встреча.
Отсутствие диалога создаёт социальное напряжение — иногда люди недовольны новыми проектами, но уже не могут ничего изменить.
К примеру, сейчас в Бресте каждую неделю проходят демонстрации против аккумуляторного завода. Информацию об обсуждении новых строительных проектов часто размещают на сайтах местных органов власти, которые читают немногие. И обычно люди узнают о будущем загрязнении только после начала реализации проекта.
И второе важное замечание — очень редко общественность может понять, что её услышали и её рекомендации учли. Ведь даже если услышали и проект был изменён — повторное обсуждение не проводят.
«Мы видим искусственную актуализацию этого проекта»
«Я хотел бы поговорить об экономической стороне. С этой точки зрения мы считаем проект Е40 авантюрой», — говорит Алесь Герасименко, заместитель директора беларусского Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского, делая выводы из предварительного исследования на 50 страниц.
– Мы изучили отчет Морского института в Гданьске. Они ранее писали о стоимости беларусской части проекта в 120 миллионов евро, но мы думаем, что она некорректна.
Мы видим искусственную актуализацию этой идеи. Проект пытаются подать как комплексное развитие, в частности, к транспортному вопросу добавляют гидроэнергетику и предлагают построить гидроэлектростанции.
Но в прошлой пятилетке Беларусь уже реализовала программу развития гидроэнергетики. Ей предшествовала аналитическая работа, и я лично читал обоснование: там написано, что развивать гидроэнергетику на Припяти нецелесообразно. По нашим примерным оценкам, окупаемость ГЭС составит 50-100 лет, и это за пределами здравых сроков.
Тут же вспоминают Минсельхозпрод и обещают улучшить водный баланс. Но 6-7 новых плотин на Припяти, по нашим примерным подсчётам, создадут риск затопления до 1000 км2 пойменных лугов, где сейчас проходит заготовка кормов — эти цифры есть в нашем исследовании. Мы видим серьёзный ущерб для сельского хозяйства.
Что нас ещё тревожит? Внутренний водный транспорт в Беларуси недостаточно конкурентоспособен. Мы опасаемся, что для привлечения грузов и снижения тарифа государство может включить механизм субсидирования. А также опасаемся того, что изменятся условия конкуренции для железнодорожного и автотранспорта, которые не субсидируются. Они потеряют часть грузов.
Исследование завершат через 7-8 недель
На основе интервью исследователи сделают общий анализ всех за и против, затрат и экономических выгод. С их учётом команда даст свои рекомендации по тому, как избежать негативных экологических и социальных эффектов при реализации проекта.
Полностью исследование планируют закончить через 7-8 недель и называют это «сжатыми сроками». Но в целом это предварительный сбор информации, который позже, после появления технического задания, может быть продолжен более глубокими исследованиями.
Самого проекта водного пути Е40, по словам консультанта Минтранса, пока ещё не существует. По словам представителей консалтинговой компании, вопрос о финансировании Е40 пока тоже не решён.
Пока подтверждением того, что проект планируют, является только дорожная карта, которую подписали Беларусь и Украина (и существование которой украинские чиновники отрицают).
Ігар Сувораў, bahna.land
Падзяліся артыкулам у сацсетках: