Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Мертвый-живой лес и другие парадоксально-естественные процессы в Баварском лесу
Апошнія навіны,Навіна арганізацыі ад 17 чэрвеня 2019 года
Позволить природе оставаться природой (Let nature be nature) – так звучит слоган всех национальных парков Германии. Разобраться, что именно подразумевают под этим немцы, поехали сотрудники национальных парков «Беловежская пуща» и «Беловежский» (Польша).
Участники поездки в Баварский лес, фото Эллени Вендрас
Баварский лес — самый знаменитый национальный парк в Германии не только потому, что он самый старый (основан в 1979 году), но и благодаря своим передовым природоохранным взглядам. В первую очередь нацпарк знаменит тем, что оставил тысячи гектар леса, пострадавшего от короеда и ветровалов, нетронутым, несмотря на активные гражданские протесты. Всем казалось, что если с короедом не бороться, погибшие деревья не убирать и не засаживать лес заново, то все безвозвратно погибнет.
Баварский лес в 1998 году, фото из архива нацпарка
Баварский лес в 2019 году, фото Эллени Вендрас
Однако ученым удалось отстоять свою позицию невмешательства в естественные природные процессы и, несмотря на потрясающие фотографии двадцатилетней давности, сейчас территория выглядит как никогда живой. Более того, естественное возобновление леса идет быстрее, чем прогнозировали ученые, а зарастание происходит смешанным лесом, самым подходящим для этой местности с учетом климата и рельефа.
Лукас Лаукс, сотрудник по экологическому образованию Баварского национального парка с 30-летним стажем, провел для участников трехчасовую экскурсию «Хаос и беспорядок».
Исследования, которые в Баварском лесу приезжают проводить ученые со всего мира, подтверждают, что наличие в лесу мертвой древесины положительно влияет на биоразнообразие, ведь разлагающееся дерево становится домом для огромного количества грибов и насекомых, которые не могут жить в живом дереве. Это настолько важно подчеркнуть, что немецкие гиды вместо термина мертвая древесина (dead wood) используют термин биотопная древесина (biotope wood), подчеркивая, что каждое такое дерево создает в лесу новую среду обитания, притягивая виды, которые не живут в чисто убранном лесу.
Кроме биоразнообразия насекомых, естественные леса притягивают и мегафауну. С помощью фотоловушек особенно пристально ученые следят за хищниками, ведь именно они поддерживают баланс в экосистеме. Сейчас в Баварском лесу живет 26 рысей и пара волков. Не было предела радости ученых, когда после многолетнего отсутствия на фотоловушке появился волк, а чуть позже к нему добавилась волчица. Как установили в последствии по генетическим пробам, он пришел из Италии, а она – из Польши. Теперь сотрудники нацпарка с нетерпением ожидают потомства и надеются на полноценную стаю у себя в лесу.
Рысь с детёнышем в Баварском лесу, фото с фотоловушки
Пара волков в Баварском лесу, фото с фотоловушки
Баварский лес, как и многие нацпарки, имеет систему зонирования. Это значит, что значительные участки леса отнесены к заповедным и там не ведется никакая деятельность, а посещение запрещено или ограничено. Другие территории леса (около 30 %) относятся к хозяйственным или рекреационным. На таких участках нацпарк проводит рубки деревьев, зараженных короедом, т.к. лес нацпарка примыкает к хозяйственным лесам, где короеду не будут рады.
Баварский лес имеет много труднодоступных горных участков, где пораженные короедом деревья спиливают, но не вывозят из леса, оставляя разлагаться. Ранее деревья окаривали (полностью снимали кору), но заметили, что голые стволы лежат в лесу и не подвергаются разложению очень долго, а значит – не несут биоразнообразие в лес. Как оказалось, для заселения насекомых и появления грибов обязательно нужна кора. Но в коре – короед, с которым нужно бороться. Как же быть? В итоге, после нескольких лет испытаний, сотрудники нацпарка изобрели и запатентовали технологию частичного окаривания, которая на 30 % быстрее полного окаривания и на 90 % позволяет избавиться от короеда, не лишая дерево возможности естественно разложиться в природе.
Так выглядит частично окоренный ствол, фото Эллени Вендрас
В 1970-ые годы этот горный регион в Баварии был одним из самых бедных. Правительство решало, как подстегнуть экономику региона и обеспечить людей работой и выбирало между созданием национального парка или горнолыжного курорта (в горах выпадает по 2,5 метра снега). К счастью, выбрали первое и появился Баварский лес.
Сейчас нацпарк получает около 16 млн. евро ежегодного государственного финансирования, поэтому задачи зарабатывания за счет рубки леса, охоты или туризма не стоит. Главная цель Баварского леса – сохранение природы и экологическое просвещение.
По статистике ежегодно нацпарк посещает 1,3 млн. человек. Обширная инфраструктура расположена так, что позволяет направлять потоки туристов по всей территории. По парку проложено 350 км пешеходных маршрутов, 215 км – велосипедных и 85 км лыжни. А еще тут расположена одна из самых впечатляющих туристических троп по кронам деревьев. Заняться в парке есть чем, поэтому туристы проводят в Баварском лесу в среднем 4 дня.
Тропа по кронам деревьев в Баварском лесу. Фото baumwipfelpfade.de
Экономически регион сильно выиграл от появления национального парка. Ежегодно более 21 млн евро чистой прибыли получают местные сообщества, которые так или иначе вовлечены в туристический бизнес (гостиницы, рестораны, экскурсионные бюро и турфирмы).
Сотрудники нацпарка регулярно проводят опросы местных жителей, чтобы убеждаться, что население поддерживает национальный парк и радо жить рядом с Баварским лесом; а также туристов, чтобы понимать, как лучше соответствовать ожиданиям. В последний год туротдел Баварского леса с гордостью отмечал, что 94 % приезжающих остаются довольны (или очень довольны) посещением их национального парка.
Поездка стала возможной благодаря финансовой поддержке Федерального министерства окружающей среды (ВМU) в рамках Программы консультационной помощи в области охраны окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, а также в других странах, расположенных по соседству с Европейским союзом. Проект реализуется при содействии Федерального ведомства по охране природы (BfN) и Федерального ведомства по охране окружающей среды (UBA).
Анна Трофимчук
Падзяліся артыкулам у сацсетках: