Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Откуда сигналят большие подорлики?
Апошнія навіны,Навіна арганізацыі ад 15 лістапада 2019 года
Как птица 2019 года добралась из Беларуси до мест зимовки? Мы следим онлайн за миграцией редчайших больших подорликов и делимся обзором их перелёта от эксперта Валерия Домбровского.
Самец Лан в процессе мечения. Его место зимовки предположительно находится в Замбии. Фото Дениса Кителя.
В середине ноября все помеченные трекерами беларусские большие подорлики уже должны были добраться до мест своих зимовок. Но пока не все эти места нам известны.
Почти все самки ожидаемо остановились на Балканском полуострове. Мы уже писали, что у больших подорликов обнаружились заметные различия в миграционной и зимовочной стратегии самцов и самок. Вновь помеченные птицы в целом подтвердили эту тенденцию.
Наиболее крупная тусовка подорликов образовалась в греческом национальном парке «Аксиос-Лудиас-Алиакмонас». Там зимует сразу четыре наших птицы – Юзефина, Лана, Ждана и Блонд.
Дельта реки Аксиос с высоты подорличьего полета. Фото Aggelos Oikonomou
Только одна из самок (Ляда) «грубо нарушила» полученную закономерность и отправилась зимовать в Африку к югу от экватора. Последний сигнал был из Замбии. Считается, что это слишком далеко даже для самцов большого подорлика. Замбия входит в нормальный зимовочный ареал близкородственного малого подорлика.
Компанию Ляде составил самец Лан, который неделю назад также отметился в Замбии. В позапрошлом году в этой же стране зимовал Полешук из Беловежской пущи. Так что с видовой принадлежностью этих птиц еще нужно разбираться. Не исключено, что они гибриды. А может, мы просто не всё знаем про больших подорликов.
Ветланд в Замбии, где останавливалась на миграции самка Ляда. Фото Michael Oudejans.
Остальные самцы выбрали традиционный путь через пролив Босфор, Турцию и Ближний Восток.
Лядец надолго задержался в Израиле на рыборазводных прудах в долине Иордана. Возможно, он проведет здесь всю зиму.
Перун и Тихон зимуют на своих традиционных местах – на бесплодных скалистых берегах Асуанского водохранилища в Египте и в окрестностях реки Атбара в Судане соответственно.
Еще с тремя самцами — Туром, Радом и Велутой — связь надолго прервалась, когда они пролетали Судан. С большой долей вероятности можно предположить, что они сейчас находятся в Южном Судане. По крайней мере зимующий там Тур уже два года подряд полностью исчезает с поля зрения и объявляется только весной на пути домой.
Традиционная рыбная ловля в Южном Судане привлекает множество хищных птиц. Фото Giuliano Stroppa
Самая тревожная ситуация сложилась со Жданом. Он перестал выходить на связь еще в конце сентября на границе с Сирией. Обычно птицы пролетают Сирию и Ливан очень быстро, почти без остановок и на большой высоте. С другой стороны, в Сирии есть места, где потенциально могут зимовать подорлики. Если Ждан вдруг выбрал местом зимовки такую «горячую» точку, то мы также увидим его передвижение только весной.
Самка малого подорлика, помеченная в Беловежской пуще, добралась уже до Конго (Центральная Африка).
Справка. Мы изучаем миграцию больших подорликов в рамках международного проекта «Полесье — дикая природа без границ: защита одного из крупнейших природных ландшафтов Европы», который является компонентом Программы сохранения угрожаемых ландшафтов (Endangered Landscapes Programme, ELP), финансируемый Аркадией – благотворительным фондом Питера Болдуина и Лизбет Раузинг.
Валерий Домбровский
Падзяліся артыкулам у сацсетках: