Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Как мы убирали нелегальные лагеря на Ольманских болотах
Апошнія навіны,Навіна арганізацыі ад 19 снежня 2019 года
Вряд ли волонтеры захотят ехать на болота зимой. Так думали мы в команде проекта АПБ “Полесье — дикая природа без границ”, начиная планировать очередную волонтёрскую акцию. Но мнение наше переменилось, когда менее чем за сутки мы набрали команду волонтёров.
В республиканском заказнике “Ольманские болота” есть чем заняться и зимой. Например, собирать мусор, оставленный ягодниками. О том, как 20 волонтёров съездили на Ольманы в середине декабря и что они там увидели — в нашем репортаже.
Заказник “Ольманские болота” — один из крупнейших в Европе комплексов верховых, низинных и переходных болот площадью 94 тысячи гектаров. Эта территория имеет статус Рамсарской, т.е. является водно-болотным угодьем международного значения. Здесь гнездятся 25 особо охраняемых в Беларуси видов птиц, в их числе черный аист, змееяд, серый журавль, большой кроншнеп, филин и бородатая неясыть, а также три вида, включенные в Международный Красный список МСОП как уязвимые — это большой подорлик, большой веретенник и вертлявая камышовка. Именно на Ольманах живет самая крупная группировка большого подорлика в Восточной Европе.
Загружаемся в Уаз-66
Суббота, едем из Турова в заказник “Ольманские болота”. Ещё темно, в воздухе повис немой вопрос: а как мы будем убирать, ведь не видно не зги? Пока доехали до лесничества, где нас подобрали на “уазике” лесники Полесского лесхоза, заметно рассвело. Загрузились, кто в кабину, кто в кузов, на хвосте — машина АПБ, так и добрались до первой стоянки.
Максим Белоцкий рассказывает о своих полевых находках
Самая крупная стоянка из всех, что доводилось видеть нашему проводнику и полевому сотруднику Максиму Белоцкому, — это внушительный шалаш из брёвен и плёнки, кострище, множество пеньков по периметру, колодец с водой. Следы жизнедеятельности человека распространяются на десятки метров от «штаб-квартиры» во все стороны.
Сборщики ушли из лагеря без сапог
Пока девушки прочёсывают территорию на предмет неорганического мусора, парни рушат несанкционированную постройку. В шалаше находим вполне приличного вида резиновые сапоги, что-то похожее на брюки и даже нижнее бельё. Должно быть, владелец сбежал босиком, оставив кроссовки и калоши.
Андрей закапывает колодец, который вырыли постояльцы
Быт жителей болот продуман до мелочей. Закапываем то ли колодец, то ли прорубь для купания, рубим на части остатки былого шалаша.
Один из волонтёров разглядел на деревьях гвозди и тут же принялся их сбивать. Дерево не вешалка, пусть и другим не повадно будет!
Жители стоянок роют колодцы для воды, но и напитки в пластике в ходу
Вычислить, чем питаются местные сборщики ягод, тоже не составило труда. Следы местной кухни повсюду. Жестянки из-под кофе, банки с сахаром и закатки различного вида и размера, битое стекло, обертки от сосисок, луковицы, кетчуп, и, конечно же, клюква.
Интересно знать! За один килограмм клюквы в 2019 году скупщики, которые приезжали за ягодой непосредственно на Ольманские болота, платили от 1 до 2,5 рублей. По некоторым данным, взрослый мужчина, если будет трудиться с утра до вечера, может собрать за день до 70 килограммов ягод.
Результат трёх часов работы
Только с первой стоянки уносим мешков восемь мусора. То, что не под силу забрать без дополнительных технических средств, лесники обещают вывезти с территории после нашего ухода.
Минуты перед падением шалаша
Максим Белоцкий говорит, что подобных стоянок на территории заказника “Ольманские болота” несколько десятков. И практически на каждой ягодники стараются возвести крышу над головой. Нередко сборщики ночуют в палатках.
Интересно знать! Жители беларусских деревень, прилегающих к заказнику, зарабатывают в сезон сбора клюквы не только на природном ресурсе, но и на услугах, которые предоставляют пришедшим из-за границы сборщикам. Они занимаются перевозками, перекупкой ягод и сдают комнаты в аренду.
Волонтёры АПБ готовы и зимой ехать на болота
Меж тем первая группа волонтёров двигается дальше. Всего в планах убрать 10 несанкционированных лагерей. Чтобы справиться быстрее, разделились на группы. Догоняю Александра, который бодро шагает по тропе с двумя мешками собранного со стоянки добра. Волонтерствовать ему не впервой, и он говорит, что с готовностью поехал бы на любое болото, на которое бы ни позвали. “Балота — гэта лёгкія планеты, — объясняет Александр причину участия в волонтёрском лагере. — І каб яны заставаліся чыстымі, каб мы маглі жыць на гэтай планеце, трэба захоўваць балота.
Собираем мусор совместно с сотрудником Ствигского лесничества
Несмотря на субботний день, волонтёров сопровождают сотрудники Ствигского лесничества. Местные лесники шестой день недели работают до обеда — такой график. Говорят, что уже привыкли, хотя с домашними делами поспевать стало труднее. Сотрудники Полесского лесхоза находятся на страже Ольманских болот и чаще многих других встречаются с нарушителями Положения о ландшафтном заказнике. Для них уборка болот и лесов — служебное дело, вот только не придётся ли в скором времени возвращаться убирать те же стоянки снова? Одни считают, что в “разоренный” лагерь, по аналогии с гнездом и птицей, человек уже не вернётся. Другие уверены, что хорошая площадка пропадать долго не будет.
Время близится к обеду и проводник ведёт нас на оборудованную легальную стоянку, каких на Ольманах всего 4. Здесь есть беседка и мусорный бак с крышкой. Вокруг всё чисто, как будто и не бывал человек.
Лесники
Спрашиваю у лесников, как они относятся к устроителям незаконных стоянок.
— Гоняем их, а что делать! Но чтобы они нас сильно беспокоили, так нет. В этом году украинцы помогли нам потушить пожар на болотах. Пока подмога приехала, мы уже с большей частью огня совместно и расправились.
Доходы лесничества зависят прежде всего от лесозаготовок
У лесников своя забота — пожары. Для борьбы с возгораниями построили и новую лесохозяйственную дорогу. Пользуются ей не только пожарные бригады, в ягодный сезон по ней туда-сюда снуют частные ЗИЛы и УАЗы. Подвозят сборщиков и скупщиков ягод. Хотя лесники не скрывают, что чаще всего причиной пожаров является именно человеческий фактор и новая дорога усилит прессинг на заказник и косвенно может способствовать возникновению новых пожаров.
На очереди строительство моста, который соединит две части дороги. В планах лесхоза было строительство ещё одной. Но этот проект пока удалось заморозить — не без вмешательства АПБ.
Интересно знать! Деньги от пошлин, которые в начале сезона вносят иностранные посетители заказника (сборщики дикоросов и туристы) идут в бюджет Столинского райисполкома. При этом стоит иметь в виду, что получивший пропуск гражданин Украины должен вернуться на родину в тот же день, а именно до 22.00. В 2019 г. плату за разрешение посещать заказник в течение года внесли 800 граждан Украины. При том, что размер пошлины составляет 10 базовых величин, получается, что на оформлении пропусков в заказник местные власти заработали 204 тыс. рублей. Из этих средств ни один рубль, к сожалению, не был выделен на сохранение этой важной территории.
Живописное место превратили в свалку
“Уборка нелегальных лагерей — это шаг для решения более важной проблемы. Такие осторожные птицы, как, например, большие подорлики, бросают гнезда, когда в июне рядом с гнездом вдруг оживает или строится стоянка для сборщиков дикоросов как наших, так и украинских. Существование многих видов под угрозой”, — говорит Максим Немчинов, специалист по природоохранным вопросам АПБ, один из организаторов акции.
Увидеть бы большого подорлика! — вздыхает Влада
Кстати, среди волонтёров, которые участвовали в этой уборочной акции, было немало любителей птиц. Ради них они готовы вязнуть в болотах, часами сидеть в засаде. Увидеть большого подорлика на Ольманских болотах для них — мечта, но, будем надеяться выполнимая.
Все 20 мешков мусора забираем с собой
За время акции было собрано 20 мешков мусора на десяти стоянках. Но это ещё далеко не весь мусор, оставленный здесь. По данным полевых сотрудников АПБ, на сегодня на Ольманских болотах обнаружено 23 незаконных лагеря и работа по их поиску продолжается.
Карта стоянок и мест отдыха на Ольманских болотах
Мы признательны за партнерство в волонтёрской акции Полесскому лесхозу и Ствигскому лесничеству. Большое спасибо за вклад в сохранение ландшафтов и местообитаний краснокнижных видов Ольманских болот нашим волонтёрам: Агата Прошкуратова, Алла Жур, Александр Лисовский, Анастасия Блоцкая, Андрей Новиков, Анна Гончарик, Влада Пантелей, Дарья Бурякина, Денис Кравчонок, Евгений Шпет, Екатерина Пантелеева, Елена Майсюк, Люба Дударевич, Мария Амелина, Мария Войтович, Мария Костюкович, Михаил Кондратьев, Никита Пастухов, Николай Панковец, Ольга Лиходиевская. Благодарим вас за активное участие и любовь к природе!
Волонтёрский лагерь был организован АПБ в рамках проекта «Полесье – дикая природа без границ: защита одного из крупнейших природных ландшафтов Европы», реализуемого АПБ при поддержке Франкфуртского зоологического общества (Германия). Проект является компонентом Программы сохранения угрожаемых ландшафтов (ELP), финансируемой «Аркадией» – благотворительным фондом Лизбет Раузинг и Питера Болдуина.
Текст, фото, видео: Алина Лепёшкина, АПБ
Падзяліся артыкулам у сацсетках: