Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Как мы учитывали глухарей — птицу года
Апошнія навіны,Навіна арганізацыі ад 5 мая 2020 года
Специалистка АПБ по природоохранным вопросам Виталина Лобанова и директор АПБ Александр Винчевский приняли участие в глухариных учетах. Виталина рассказывает, как это было.
Глухарь в лесу. Иллюстрация Виталины Лобановой
Когда-то, еще в детстве я увидела тетеревиный ток: где-то далеко-далеко, на краю поля. Я была еще маленькой, но четко запомнила этих больших черных птиц с красными бровями и их странные танцы, исполняемые, чтобы понравится самке. Но близко подойти было невозможно, если не хочешь нарушить эту торжественную церемонию.
Тетерев и глухарь — одни из самых крупных птиц Беларуси. А еще они обладают одним из самых экстравагантных нарядов в птичьем царстве и интереснейшим поведением в брачный период. Вот только увидеть их в это время не так-то просто. Ведь эти птицы не любят чужаков, особенно в столь ответственный для них момент.
Тетерев на току, Городокский район. Фото Виталины Лобановой
Тетерева предпочитают токовать на открытых пространствах: болотах или даже полях (хоть и живут они обычно в лесах). Собираются на рассвете группкой из нескольких самцов и начинают доказывать самкам, кто из них лучше и громче. Голос их можно услышать на большом расстоянии, особенно до рассвета, когда другие птицы еще не начали свои трели.
Учет токующих тетеревов на болоте. Россонский район. Фото Виталины Лобановой
Глухарей услышать намного сложнее, ведь токуют они в сосновом лесу и очень осторожны в это время. В отличие от распространенных стереотипов, слышат они хорошо практически всегда. За исключением того участка песни, во время которого они трещат. А он бывает только в самый апогей тока.
Места тока и глухарей и тетеревов чаще всего остаются постоянными из года в год (если нет постоянного беспокойства). Так что, если эти земли находятся на территории охотхозяйства и егеря о них знают, то держат их в строжайшем секрете.
Тем интереснее было предложение Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, которое поступило в АПБ в феврале: в начале апреля вместе с сотрудниками подведомственного предприятия «Белгосохота» поучаствовать в проведении контрольных учетов на нескольких глухариных и тетеревиных токах в двух охотничьих хозяйствах Городокского и Россонского районов. Когда еще такое предстоит!
Учеты для нас начались с с тетеревов в Городокском районе. Утром, еще в темноте нас завезли на разные участки, где должны были быть тока.
Мой был на свежераспаханном поле с участками старой травы. Но, когда меня высадили там, этого я еще не знала — было темно. Зато, чуть только машина отъехала, я услышала характерное бормотание с периодическими криками «чуффши». Забавное чувство: вокруг темнота, а кто-то, оказывается, в это время занят главным делом своей жизни: готовится к размножению.
Впрочем, как оказалось, когда рассвело, парню не повезло. Самки не откликнулись на его призыв. Как и на призыв его друга, который пел чуть поодаль, сидя на кусте. Может, еще холодно? Только серые журавли и первые аисты одиноко бродят по пустым еще полям.
Серые журавли. Фото Виталины Лобановой
Зато Александру Винчевскому повезло больше: он увидел трех тетеревов, смешанную стаю гусей, да еще и трех волков, вовращавшихся с ночной охоты на «базу».
Волчья стая. Фото А. Винчевского
В 8 часов тетеревиный ток заканчивается. И днем мы уже на Россонщине, готовимся к учетам глухарей.
Значит, успеваем на подслух.
Хотя токуют оба вида на рассвете, учет на глухарином току начинается еще с вечера. Он и называется «подслухом». Еще на закате глухари шумно занимают места на верхушках деревьев для тока. И если прийти туда заранее и вести себя тихо, то можно посчитать их и услышать, где они будут токовать утром.
Место токования глухарей в Россонском районе во время подслуха. Фото Виталины Лобановой
Охотхозяйство, которое мы должны проверить, выдает нам по егерю и распределяет нас по глухариным токам. Их как раз семь, по количеству участников.
Мы с егерем приходим на место тока заранее, но еще долго сидим и ждем, пока что-то услышим. Однако у нас тишина, и только один глухарь взлетает где-то из болота, громко хлопая крыльями.
Утром под рассвет едем снова. Лучше приходить, когда ток уже начался. Больше вероятности, что глухари не улетят. У нас токует один, и тот замолкает, когда мы осторожно приближаемся чуть поближе. Зато куча самок: то тут, то там слышны их вздохи. А когда уже на рассвете мы решаем пройти по угодьям еще раз, спугиваем еще несколько глухарок. Они сидят на самых верхушках сосен, и их совсем не видно. Взлетают почти бесшумно (по сравнению с самцами), и то, когда подойдешь уже совсем близко.
Токующий глухарь на дереве. Фото Виталины Лобановой
После рассвета делать на току нечего: пора уходить. Жаль, что услышали только одного. Встречаемся с коллегами, и оказывается, что у нас довольно хороший улов. Во всяком случае, по самкам — 6. Хотя странно: глухарей тут должно быть намного больше.
Охотоведы решают провести второй учет через сутки. А пока — отдых и наутро с рассветом — учеты тетеревов, но уже на болоте. Болото было замечательное, верховое, но заросшее сосной, среди которой и токовали в 100 м друг от друга два самца.
Во вторую попытку учета глухарей нам с егерем (а теперь и еще с одним охотоведом из Белгосохоты) утром опять везет больше, чем другим. Хотя снова не намного. 2 токующих самца и 2 самки. Зато в этот раз успеваю расслышать брачную песню глухарей намного лучше.
Подробности кампании «Глухарь — птица 2020 года»
К обоим мы подходим довольно близко (осторожно-осторожно под трещание, во время которого глухари не такие чуткие). Настолько, что они уже начинают нас видеть. А мы еще нет.
Во всяком случае, мои напарники. Одного из двух я все же увидела. Черная тень, иногда поворачивающая голову среди черных же веток на фоне восхода.
Глухари — действительно мастера маскировки.
Так что желающим на них поохотиться приходится непросто: сначала найти ток, подойти совсем близко, чтоб тебя не услышали. А потом еще и увидеть в переплетении ветвей, чтобы знать, куда стрелять. Некоторые так и не видят, пока глухарь не поднимается на крыло, как рассказывают. Не успел — так и уйдешь ни с чем, потерявши деньги. А занятие это — не из дешевых. Хотя и гарантий никаких.
Впрочем, по этому поводу рассказали нам одну историю. Приехал как-то в охотхозяйство аутфитер, организующий охоту для каких-то иностранцев, и говорит: «Мне нужно, чтобы клиенты остались с добычей, и у меня есть гарантированный план. Но мне нужно, чтоб вы заранее застрелили самца глухаря и заморозили до нашего приезда». Заинтересовались потенциальные партнеры, что ж за план такой.
И услышали «гениальную» идею: «Когда иностранец приедет и мы пойдем на ток, одному из егерей надо включить токовую песню глухаря. А второму подвести иностранца под магическую фазу песни метров на 20-30 к сосне самой густой кроной. Найти какое-нибудь сплетение веток погуще и убедить иностранца, что он там есть, указав ему лазерной указкой куда стрелять. Выстрел! И пока иностранец отходит от выстрела, «увидеть падающего глухаря», сбегать под дерево, сымитировать погоню и прокричать что-то типа «Ой, раненый, убежал куда-то вниз, ну ничего — мы его еще найдем, с собакой». В это время уже можно увозить иностранца с охоты и размораживать прежде добытую тушку». К чести потенциальных партнеров, они отказались от договора с этим аутфитером.
Какие только ухищрения не приходится выдумывать, чтобы добыть заветную птицу.
Не проще ли просто наблюдать и наслаждаться этим таинством природы, не пытаясь его уничтожить? Ну а, если уж так хочется «добычи» и адреналина — заняться, например, фотоохотой. Хотя это, в случае глухарей, наверно, даже посложнее будет!
Текст, фото: Виталина Лобанова
Падзяліся артыкулам у сацсетках: