Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
“В природоохранной работе нет границ”. Микровселенная Эллени Вендрас
Апошнія навіны,Навіна арганізацыі ад 29 мая 2020 года
Она изучала подводный мир у берегов Новой Гвинеи, пробиралась через непроходимые африканские джунгли в поисках последних шимпанзе Ганы, а сейчас стремится сохранить последний нетронутый уголок дикой природы в Беларуси.
Эллени Вендрас. Фото Ильи Кузнецова
Эллени Вендрас, координатор проекта “Полесье — дикая природа без границ” от Франкфуртского зоологического общества и специалист АПБ по природоохранным вопросам, рассказала о том, почему, не раздумывая, согласилась работать в Беларуси.
Эллени, как ты пришла в сферу охраны природы?
Уже в детстве я была очарована животным миром и почти каждый день гуляла по Франкфуртскому зоопарку. Мы жили в 5 минутах ходьбы от него. Мама покупала годовой абонемент, так что это была наша с сестрой детская площадка. Я довольно быстро нашла “cвои” места и “cвоих” животных и начала присматриваться к отдельным представителям видов. Мне нравилось читать книги о животных и первых женщинах-исследователях, которые занимались изучением поведения видов и жили в лесах. Когда пришло время определяться с карьерой, я уже знала, что буду охранять природу. В 17 лет я отправилась в Таиланд волонтером, чтобы помогать проекту по сохранению популяции гиббонов. Это был мой первый опыт работы в некоммерческой организации — по окончании стажировки я уже знала, что на правильном пути.
Эллени Вендрас. Фото Адама Эштон-Батта
Франкфуртское зоологические общество — уважаемая организация, каким бэкграундом нужно обладать, чтобы попасть туда?
Не скажу, что не бывает исключений, но мой опыт подсказывает, что профильное образование в сфере охраны природы там ценится. Я получила степень бакалавра в Варшавском университете естественных наук, по направлению “Oхрана окружающей среды”. Степень магистра по специальности “Международная охрана природы” приобретала в Университете Гёттингена в Германии и Университете Линкольна в Новой Зеландии.
При каких обстоятельствах ты узнала, что будешь работать на проекте по сохранению природы Полесья? Это был осознанный выбор?
Сказать, что я сознательно выбрала Полесье для работы, не могу. Билетом в Беларусь для меня стала поданная заявка на другую вакансию от ФЗO. Она предполага работу в штаб-квартире организации во Франкфурте. Я прошла серию интервью, и неожиданно мне позвонили и предложили работу не в главном офисе, а в Беларуси. Я не раздумывая согласилась, хотя мне дали время подумать до завтра. Кстати, тогда я жила в Польше, а вот в Беларуси ещё не бывала, знала только, что в стране-соседке есть невероятная по своим масштабам Беловежская пуща, и что ФЗO поддерживает и другие проекты, связанные с беларусской природой.
Какие были твои первые впечатления от полесской природы, увиденной собственными глазами?
Должна сказать, что небольшой участок Полесья, частично взятый под охрану, есть и в Польше, он имеет статус национального парка. Однако всю мощь этой удивительной природы, этого ландшафта я ощутила уже здесь, в Беларуси. Пробираться через болота Ольман и Старого Жадена — само по себе приключение. Треккинг по болотам всех видов может быть утомительным, но впечатлений остаётся масса. Добавьте к этому возможность увидеть редких местных обитателей — чистый восторг! Изюминкой моего первого путешествия стала встреча с большим подорликом. Полесье для этих птиц — одно из ключевых местообитаний, почти 20 процентов всех больших подорликов в мире гнездится на Полесье, больше — только в России.
Росянка, клюква и обыкновенный подбел на подстилке из мха. Фото Эллени Вендрас
И всё-таки меня лично особенно трогают болотные растения. Большинство местных видов больше не увидишь нигде. Очень впечатлила встреча с росянкой (прим. — плотоядное растение, которое встречается в том числе на болотах). Представьте себе такую картину — росянка в окружении красноватых ягод клюквы, которые лежат на тонком слое сфагнового мха, тут же растёт обыкновенный подбел, так называемый болотный розмарин, — все эти уникальные виды вместе — практически микровселенная! А в мае всё болото пушистое из-за плодоношения пушицы.
Пушица влагалищная. Фото Эллени Вендрас
В ролике полесского проекта, в съёмках которого ты принимала очень активное участие, озвучивается мысль о том, что в сфере охраны природы становится всё больше молодых учёных. В связи с этим вопрос: что природа Полесья может такого им предложить, чего они не найдут в других местах планеты?
Полесье — уникально своей относительной нетронутостью, здесь до сих пор можно найти участки абсолютно дикой природы. И, что важно, территория очень разнообразна с точки зрения растительного и животного мира. Многие редкие в Европе или даже исчезнувшие с её карты навсегда виды и места обитания (биотопы), всё ещё можно найти на Полесье. Разнообразие птиц ежегодно привлекает в Туров орнитологов из Польши, в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике изучают то, как дикая природа восстанавливается после Чернобыльской катастрофы. Это и многое другое привлекает зарубежных исследователей, что и говорить о местных ученых.
Есть в этом фильме довольно эмоциональный момент: два человека по очереди задумчиво смотрят в сторону реки. Что это значит?
Природа не знает границ, но, так уж сложилось, что в нашем мире они есть. И чтобы сохранить природу Полесья в её максимальной полноте, нам приходится наводить мосты между странами. Эти кадры подразумевают то, что в проекте участвуют специалисты из разных стран, в частности Беларуси и Украины. Поэтому мы сняли Павла Пинчука, сотрудника проекта из Беларуси, на одном берегу Припяти и Татьяну Кузьменко из Украины — на другом. Всё это, чтобы показать, что беларусские и украинские коллеги работают по обе стороны границы сообща, чтобы сохранить один цельный природный массив.
Фильм занимает всего три минуты времени, а потребовал неделю напряженной работы съёмочной группы и сотрудников проекта. Что из не вошедшего в ролик тебе бы хотелось показать?
Мы снимали наш промо-фильм в течение девяти полных дней, потратили недели на подготовку. И уже на этапе монтажа поняли, что не можем вписаться в тайминг — отказаться от стольких красивых кадров было невероятно сложно. Мы отошли от первоначального плана и немного удлинили фильм. Впрочем, оставшиеся удачные кадры не пропадут, я надеюсь, мы используем их для коротких видео о проекте. Так что следите за обновлениями и сами всё увидите!
Беседовала Алина Лепёшкина
Падзяліся артыкулам у сацсетках: