Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Три биолога, две лодки и собака: как мы искали норку на Полесье
Апошнія навіны,Навіна арганізацыі ад 17 чэрвеня 2021 года
Исследователи природоохранного проекта АПБ “Полесье — дикая природа без границ” отправились на поиски исчезающего вида — европейской норки. В Беларуси её не видели 20 лет, даже говорили, что вовсе исчезла. Но наши ученые не сдадутся, пока не проверят все укромные уголки страны. В один из таких на Ольманских болотах и отправились в начале июня три биолога и собака. Искатели приключений, это для вас!
Ольманские болота — всё ещё довольно малоизученная территория. Её труднопроходимость и удаленность дают основания полагать, что где-то в её недрах могут жить чуть ли не саблезубые тигры. Впрочем, нам не до шуток, с точки зрения биоразнообразия Ольманы как бабушкин сундук, на дне которого могут быть законсервированы многие утерянные из виду милые сердцу вещицы. Иначе говоря, даже обычные виды могут со временем уходить дальше в болота, чтобы выжить. Те самые пути отхода европейской норки и решили поискать наши исследователи.
От кого же мог прятаться в глубине болот этот юркий зверек? Можно было бы подумать, что от любителей норковых полушубков, однако вину за исчезновение вида приписывают своим же. В 1930-е годы на европейскую территорию бывшего СССР для развития пушного промысла заселили семь тысяч американских норок. Американка очень быстро расселились и стала конкурировать с аборигенной европейской норкой. Шли годы, и европейская норка практически перестала встречаться местным охотникам, американская вытеснила её, хотя доподлинно и не известно, полностью ли.
Американская норка. Фото Оксаны Суботко
Дмитрий Шамович, зоолог и эксперт проекта “Полесье — дикая природа без границ”, расставил фотоловушки вдоль реки Ствига и её притоков в надежде, что в кадр попадет европейская норка. Так как норки полуводные животные, то съёмочные площадки устроили прямо у реки и на мелиоративных каналах, которые прикинулись притоками Ствиги.
Дмитрий говорит, что европейская норка не слишком подвижна и не уходит от водотока дальше, чем на километр. Поэтому если уж она есть на реке, то чтобы выследить ее, двадцати пяти фотоловушек должно быть достаточно.
«Припять, дай пять!» — перезагрузка в дикой природе
Некоторые фотоловушки Дмитрий установил буквально в воду на металлические и березовые колышки. Часть техники живописно расположилась на поваленных через реку деревьях. Ещё часть закрепили традиционным методом, вертикально на деревьях.
Когда пришло время снимать оборудование, в экспедицию-сплав отправились трое биологов. Всем хотелось поскорее узнать результат, и это подстегивало бодро шевелить веслами — вместо запланированных трёх дней экспедиции справились за два.
А по Случи мы сплавились за день на 65 км!
Плыть по Ствиге одно удовольствие: русло виляет, и путешественнику открываются бесчисленные старицы. А вот твердых берегов для стоянок очень мало — настоящая дикость!
На берегу Виктор Фенчук, специалист АПБ и координатор программ Франкфуртского зоологического общества в Беларуси, который и затеял экспедицию, пояснил:
Cтвига — основная водная артерия заказника “Ольманские болота’’. Среди притоков реки множество мелиоративных каналов, которые хоть и находятся в полуразрушенном состоянии, но всё ещё сбрасывают воду с болота, осушая его’.
Виктор Фенчук
Проект АПБ “Полесье — дикая природа без границ” как раз ставит своей целью усилить охранный статус заказника. Дикая природа здесь почти не тронута, таких территорий в Европе очень мало. Кроме того, специалисты и эксперты проекта мониторят в регионе осушенные территории, чтобы потом их заболотить.
Исследователи отправились изучать очередной отрезок реки на предмет завалов, а пёс остался на берегу думать свои собачьи мысли и ждать хороших новостей и кадров с очередной фотоловушки. Пока пусто.
Столько фотоловушек уже сняли — и пока ни одного снимка норки с белой мордочкой.
Первая экспедиция в поисках европейской норки завершилась безрезультатно. Но, как говорят в научном мире, отсутствие результата тоже результат. И теперь — либо обследовать тот же участок зимой, чтобы исключить ошибку — а вдруг европейская норка стала летом более лёгкая на подъём и просто убегает от воды подальше? — либо обследовать новый, ещё более глухой участок болот.
Инвазивные интродуценты, то есть те, что были заселены в новую для них среду намеренно или случайно и стали представлять серьезную угрозу биоразнообразию Беларуси, требуют мер. “Ахова птушак Бацькаўшчыны’’ поддерживает сдерживание распространения таких видов.
Поиски европейской норки проводились в рамках проекта “Полесье — дикая природа без границ”, который является частью Программы сохранения ландшафтов под угрозой (ELP) и реализуется АПБ при поддержке Франкфуртского зоологического общества и финансируется “Аркадией” — благотворительным фондов Лизбет Раузинг и Питера Болдуина.
Текст: Алина Лепешкина
Фото: Евгений Гостюхин
Падзяліся артыкулам у сацсетках: