Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Легко ли возвратить болота к жизни?
Апошнія навіны,Навіна арганізацыі ад 23 лістапада 2021 года
Насколько быстро восстанавливаются нарушенные торфяники при их заболачивании?
Ельня. Фото Сергея Зуёнка
Болота – это одни из самых необычных, ценных и уникальных местообитаний в мире. Они являются одним из важнейших регуляторов климата Земли и одновременно средой обитания многих редких специализированных видов растений и животных. Нетронутые торфяники предоставляют многочисленные экосистемные услуги — блага, которые люди бесплатно получают из окружающей среды и правильно функционирующих экосистем. Они накапливают огромное количество углерода (600 ± 100 Гт7; таким образом, 30% глобального углерода почвы находится только на 3% земной суши), они регулируют качество и количество воды и служат убежищем для узкоспециализированных организмов.
Козьяны. Фото Дениса Кителя и Владимира Ивановского
Приблизительно 500 000 км², то есть 10–15% нынешней площади болот мира, осушены для нужд сельского хозяйства, добычи торфа и лесного хозяйства, в основном в умеренных и северных регионах, а в последнее время и в тропиках. Осушение торфяников ухудшает предоставление экосистемных услуг. При окислении торфа осушенные торфяники производят около 5% глобальных антропогенных выбросов парниковых газов (ПГ). Минерализация торфа приводит к проседанию почвы и превращает осушенные торфяники в источники питательных веществ, вызывая эвтрофикацию поверхностных и подземных вод ниже по течению. Несбалансированная эвтрофикация может приводить к цветению воды, появлению в ней цианобактерий, выделяющих токсины, а также к дефициту кислорода, заморам рыб и других животных.
Повторное заболачивание осушенных торфяников может значительно снизить или немедленно остановить чистую потерю углерода и привести к новому улавливанию углерода. Напротив, продолжающиеся выбросы из осушенных торфяников могут составлять 12–41% от бюджета выбросов ПГ до 2100 г. для поддержания глобального потепления на уровне ниже +1,5 до +2°C. Соблюдение Парижского соглашения подразумевает углеродную нейтральность к 2050–2070 гг., что означает, что до этого момента необходимо повторно заболачивать 500 000 км² осушенных торфяников, то есть в среднем более одного миллиона гектаров в год. Десятилетие восстановления экосистем ООН 2021–2030 гг. должно решить эту задачу.
Ельня. Фото Сергея Зуёнка
АПБ в рамках разных проектов вместе с партнерами заболотила 26793,57 га нарушенных торфяников.
Цісні на кнопку, каб падпісацца на ютуб АПБ!
Сейчас АПБ выполняет проект «Практический взгляд на восстановление торфяников на национальном уровне: Беларусь«. Он финансируется Программой угрожаемых ландшафтов в партнерстве с Кембриджской природоохранной инициативой и благотворительным фондом «Аркадия«, основанным Лисбет Раузинг и Питером Болдуином, с дополнительной поддержкой от фонда Segré. Партнёры проекта – Институт экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича НАН Беларуси и Фонд Михаэля Зуккова, партнёр Грайфсвальдского болотнога центра (Германия).
Докудовское болото. Фото Семена Левого
Ученым давно известно, что заболачивание быстро останавливает высокие выбросы углекислого газа от разложения торфа, но отчеты об эффективности восстановления биоразнообразия не столь убедительны. Последнее исследование, опубликованное в журнале Nature Communications, показывает, что трудно рассчитывать на быстрое возвращение болот в состояние до осушения.
Иными словами, нельзя брать болото для добычи торфа и рассчитывать, что особо ничего страшного не произойдёт, мол, повторное заболачивание быстро вернет всё на свои места.
Повторное заболачивание торфяника не может восстановить естественные условия быстро или даже в течение десятилетий. Особенно в случаях сильно нарушенных и долго осушаемых болот, питаемых грунтовыми водами. Окисление торфа во время осушения изменяет физические параметры торфа (увеличивает плотность и уменьшает пористость, гидравлическую проводимость), что приводит к более сильным колебаниям уровня грунтовых вод. Периодические или эпизодические наводнения могут спровоцировать пиковые выбросы метана. Кроме того, доступность питательных веществ после повторного заболачивания значительно выше, чем на естественных торфяниках, в основном из-за минерализации торфа и мобилизации фосфора при повторном заболачивании. Следовательно, микробные и растительные сообщества быстро восстанавливаются до своего состояния до дренажа только в ранее слабо нарушенных экосистемах.
Козьяны. Фото Семена Левого
А как обстоят дела с птицами?
С 2008 г. АПБ организовала мониторинг орнитофауны на двух десятках торфяников различной степени нарушенности. Учеты проводились до заболачивания и после него. Конечно, каждый торфяник имеет свои особенности восстановления, связанные с очень многими факторами.
Для примера возьмем участок болота Долбенишки в Шарковщинском районе. В 2010 г. учеты проведены до заболачивания, а в 2015 и 2021 гг. после него.
На графике представлено изменение соотношений общих плотностей видов, обитающих на влажных и сухих местообитаниях за разные годы учетов (ос./га).
Условные обозначения: «W» — виды птиц, обитающих преимущественно на влажных местообитаниях; «D» — виды, обитающие преимущественно на сухих местообитаниях.
Учеты на нарушенной части торфяника показывают постепенный рост плотности видов, обитающих преимущественно на влажных местообитаниях (с 0,48 до 0,62 ос./га). Увеличивается численность фифи и малого зуйка. В 2021 г. здесь впервые с 2010 г. отмечены широконоска, большой улит, травник, желтоголовая трясогузка. В 2021 г. существенно возросла плотность видов, обитающих преимущественно на сухих местообитаниях (с 0,13 до 0,62 ос./га). Этот рост связан с высокой численностью в этом лесного конька (0,33 ос./га) на всех верховиках.
Малый зуёк. Фото Дмитрия Якубовича
Таким образом, на данном участке в результате повторного заболачивания условия обитания для водоплавающих и околоводных видов улучшились. Отмечено появление ключевых видов птиц верховых болот (фифи, большой улит, желтоголовая трясогузка). Но в целом быстрого роста численности болотных видов нет. Потребуется еще много времени для восстановления условий хотя бы близких к естественным.
Материал подготовлен Семёном Левым на основе статьи:
Падзяліся артыкулам у сацсетках: