Удержать воду — сберечь Полесье

ад 2 лютага 2022 года

2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий. В этот день в 1971 году в иранском Рамсаре приняли глобальную Конвенцию о водно-болотных угодьях. 

Водно-болотные угодья очень разнообразны. К ним относятся и беларусские поймы рек с заливными лугами (болоньями), черноольшаники и болота. 

Весенний разлив Припяти в окрестностях Турова. Фото Ивана Муравьева

В Беларуси 26 природных территорий имеют международный статус охраны Рамсарского угодья. Из них 14 находятся на Полесье: национальный парк “Припятский”, заказники “Споровский”, “Средняя Припять”, “Простырь”, “Ольманские болота”, “Званец”, “Морочно”, “Старый Жаден”, “Выгонощанское”, “Подвеликий мох”, «Выдрица», а также территории «Полесская долина реки Буг», «Пойма реки Ипуть», «Пойма реки Днепр». 

“Полесье — такой богатый край!” — изумляются многие иностранцы, когда узнают о природе региона: мощная Припять со старицами и многочисленными притоками, Ольманские болота — один из крупнейших лесо-болотных комплексов Европы… Во многих странах такого никогда не было, в других — давно нет: за последние триста лет из-за мелиорации и изменений климата мир потерял 85% водно-болотных угодий! Да и в Беларуси за последние сто лет площадь естественных болот сократилась втрое. Чем грозит такая тенденция? 

Ненарушенные болота удерживают воду, как губка. Они способны накапливать ее и “отдавать” постепенно, уберегая территории ниже по течению как от засухи, так и от наводнений. Болота создают микроклимат в регионе. Пересыхают болота — чаще возникают экстремальные природные явления, к тому же приходится тратить большие ресурсы на строительство искусственных водохранилищ, дамбирование пойм. И, конечно, где нет воды, туда быстро приходит огонь. Дмитрий Груммо, заместитель директора Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук Беларуси, отмечает: 

На северо-западе Беларуси, где все осушенные болота повторно обводнены, за последние годы случился лишь один пожар. Затраты на восстановление гидрологического режима окупились за счет сокращения затрат на борьбу с огнем, так что экономическая выгода очевидна. На Полесье много пожароопасных территорий, возникших из-за осушения. Насыщенное водой болото само по себе — лучшая преграда для огня. Поэтому повторное заболачивание — очень правильная стратегия. 

Ненарушенное болото — лучшее препятствие для пожара. Фото: архив АПБ

Болота — самые мощные поглотители углекислого газа. Они уменьшают парниковый эффект, накапливая из атмосферы и надежно удерживая углерод. А вот нарушенные торфяники, наоборот, выделяют парниковые газы назад в атмосферу. 

Водно-болотные угодья — дом многих редких растений и животных: третья часть видов из Красной книги Беларуси встречается только здесь! Туристы-бердвотчеры из разных стран едут на Полесье в надежде увидеть редчайшего большого подорлика в окрестностях Ольманских болот, вертлявую камышовку, которой нигде нет в таком количестве, как на белорусских болотах, несчетное множество куликов на припятских болоньях, белую лазоревку, которая гнездится в старых ивах, а зимует на берегах водоемов… А если с Полесья уйдет вода, что тогда? Научный сотрудник национального парка “Припятский” орнитолог Павел Пинчук приводит пример: 

В 2019 — 2020 годах уровень воды на Полесье был очень низким из-за сухого лета и малоснежных зим. Мы исследовали, что происходит при нехватке воды — неважно, из-за климатических факторов или осушения. Обычно за сезон мы наблюдаем на пролете до 20 тысяч больших веретенников — это один из многих видов птиц, которым крайне важны наши заливные луга. В период “низкой воды” их насчитали всего 500. У загнездившихся почти не было птенцов! Как только в 2021 году вернулась вода, весенний паводок был большим — восстановилось и количество мигрирующих, гнездящихся птиц, и успешность их размножения. Сохранение и восстановление водного режима болот и речных пойм исключительно важно для разнообразия видов на Полесье. 

Большой веретенник. Фото Сергея Зуенка

То, что мы сегодня называем водно-болотными угодьями, испокон веков было неотъемлемой частью полесской жизни. Полноводные реки, богатые рыбой, болота, где люди охотились, собирали ягоды и лекарственные травы… Эти ресурсы и сегодня остаются настоящим золотом Полесья, источником благополучия, здоровья и заработка. Но только в том случае, если их правильно и бережно использовать. 

Клюква — один из ценных ресурсов беларусских болот. Фото: архив АПБ

“Вода — источник жизни” — все-таки не просто расхожая фраза. Исчезнет вода — и мы навсегда утратим многие природные ценности. Возвращать воду на осушенные территории в Беларуси начали в 2006 году. В числе “пионеров” этого дела в Беларуси — общественная организация “Ахова птушак Бацькаўшчыны” (АПБ), при ее участии в рамках разных проектов восстановительные работы провели на более чем 25 000 гектаров болот. Сегодня наша страна в числе мировых лидеров по обводнению осушенных торфяников. Эта работа продолжается в том числе в рамках проекта “Полесье — дикая природа без границ”. Его совместно реализуют АПБ и Франкфуртское зоологическое общество. 

Давайте пожелаем друг другу, чтобы большая общая работа была успешной — ради благополучия и уникальности Полесья! 

Ольманские болота — одно из важнейших водно-болотных угодий Полесья. Фото Виктора Малыщица

Проект “Полесье — дикая природа без границ: сохранение одного из крупнейших природных ландшафтов Европы” реализуется общественной организациейАхова птушак Бацькаўшчыны” при поддержке Франкфуртского зоологического общества и является компонентом Программы сохранения ландшафтов под угрозой (ELP), который финансируется “Аркадией” — благотворительным фондом Питера Болдуина и Лизбет Раузинг. 

Текст: Ольга Блажевич

https://www.facebook.com/APB.BirdLife.Belarus/

 

 


Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: