Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Замахнуться на Святое: зачем убыточному торфозаводу часть уникального заказника?
Навіна арганізацыі ад 5 лістапада 2013 года
Кто и почему замахивается на озеро Святое? Есть ли будущее у торфобрикетной промышленности в нашей стране? Читайте, как прошли слушания по вопросу реорганизации заказника «Озеры»!250 гектаров заказника "Озеры", что в Гродненской области, хочет забрать в разработку местный торфобрикетный завод. Предприятие оправдывает свое желание госпрограммой, при этом отмечая: торф на существующей разработке уже почти закончился, а еще один кусок болота Святое пригодится на следующие 15 лет работы. Однако против этой идеи выступают экологи, местные жители, депутаты Национального собрания и представители Министерства природы. Кто и почему замахивается на Святое? Есть ли будущее у торфобрикетной промышленности в нашей стране?
"Я родился на Святом болоте"
— Я родился на Святом болоте, — такими словами на общественном обсуждении, которое состоялось в субботу в деревне Озеры, начинали свои выступления многие люди из зала. Немудрено, что прямо во время обсуждения в президиум передали 500 подписей от жителей деревни Озеры – против передачи территории заказника торфобрикетному заводу. Кроме самих местных жителей, подписи собирают волонтеры-экологи — в окрестных деревнях и в интернете, под онлайн-петицией.
Торфодобывающее предприятие пришло в Гродненский район в 1959 году, с тех пор огромный кусок Святого болота успели переработать на торфобрикеты. Нынче это предприятие убыточное, к тому же разработанная "Вертилишками" площадь скоро иссякнет – торфа там осталось года на три, а максимум — на шесть лет. Продлить жизнь предприятию могут 250 гектаров торфяного месторождения "Святое", которое представляет собой часть заказника. "Вертилишки", опираясь на поддержку Министерства энергетики, надеются, что разработки на новом куске болота смогут продлить жизнь предприятию примерно на 15 лет. Однако проект постановления об изменении границ заказника никак не могут согласовать: против него выступают не только экологические общественные организации, но и ученые Академии наук и даже чиновники в коридорах Минприроды.
Замначальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Наталья Жаркина на общественном обсуждении рассказала о том, что уже существующие торфяные разработки негативно влияют на заказник "Озеры". Она перечисляет, какие изменения произошли в здешней природе. Так, озеро Субботнее навсегда исчезло с карты Гродненского района, площадь озера Щучье за период с 1986 по 2013 год уменьшилась в 2 раза. Это же озеро серьезно обмелело: если до торфоразработок его глубина составляла в среднем 1 метр, то сейчас это всего лишь 30 сантиметров. Озеро Глинец, расположенное, казалось бы, достаточно далеко от торфоразработок – в полутора километрах – уменьшилось на 19% (3,3 гектара). Снизилась прозрачность водоемов и увеличилась до предела кислотность воды. Наталья Жаркина выразила позицию своего министерства: при таком воздействии уже существующих разработок на озера заказника отдавать торфозаводу новые – нельзя.
Если спасать озера как положено – "это будет золотой брикет"
Известно, что если торфозаводу все-таки выделят территорию заказника, то разработки будут проводиться всего в 180 метрах от озера Глинец и в 350 метрах от озера Долгое, близко подойдут торфоразработки и к озеру Щучье. Исследования специалистов Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси гласят: озера Щучье и Глинец будут уничтожены, уровень воды в озере Долгое серьезно понизится, на прилегающих территориях изменится гидрологический режим.
Предприятие уверяет: чтобы сохранить озера, перед ними построят противофильтрационные дамбы, гидрозавесы. Более того, "Вертелишки" готовы "уступить" в своих желаниях – вместо 250 гектаров взять в разработку только 191 гектар. Однако экологи убеждены, что связывать уменьшившиеся аппетиты предприятия с заботой о заказнике не стоит. Наоборот, считают экологи, таким образом предприятие сможет избежать полноценной экологической экспертизы – оценка воздействия на окружающую среду проводится только на торфоразработках площадью 250 гектаров и более.
Что касается мер по защите озер, то директор "Аховы птушак Бацькаўшчыны" Виктор Фенчук рассуждает так:
— Предлагается построить противофильтрационную дамбу, которая отгородит площадку разработки от самих озер. Конечно, это дополнительные ресурсы. И гидробарьер можно установить – это еще дороже. И без того убыточные предприятия будут еще и еще вкладывать деньги? Но и это не принесет результата: озера находятся в ложбинах, в них течет вода с запада и севера и формирует их водных баланс. Когда строится противофильтрационная дамба, она не только отгораживает площадку от озер, но и отгораживает озера от той воды, которая в них раньше поступала. Получается, что озера останутся, а питание в них существенно поменяется… Конечно, инженерная мысль может пойти очень далеко! И очень легко можно предложить в озера начать качать воду. Тогда это будет еще дороже. И воду нужно будет качать постоянно, пока озера существуют, а не 10-20 лет. Понятно, никто этого делать в долгосрочной перспективе не будет. Это будет золотой брикет.
Участки после добычи торфа предприятие обязуется заболотить. Однако экологи объясняют: выработанные участки на верховых болотах заболачивать сложно и дорого, гораздо сложнее, чем на низинных болотах. К тому же и без того много вопросов к предприятию по поводу того, как происходит заболачивание уже отработанной территории.
Мнения с общественных слушаний будут направлены в серьезные государственные инстанции для изучения.
Весь материал читайте тут.
Смотрите сюжет СТВ по теме (с 6:40).
Падзяліся артыкулам у сацсетках: