Заказник «Выгонощанский» не отдадут под торфоразработку

ад 7 ліпеня 2014 года

Недавно общественная кампания «В защиту белорусских болот» (www.bezbolot.net) и другие неравнодушные к сохранению природы люди узнали хорошую новость: территорию заказника «Выгонощанский» не отдадут под добычу торфа. О том, как это было, — в нашем материале.

Недавно общественная кампания "В защиту белорусских болот" (www.bezbolot.net) и другие неравнодушные к сохранению природы люди узнали хорошую новость: территорию заказника "Выгонощанский" не отдадут под добычу торфа. О том, как это было, —  в нашем материале.

Как всегда, столкнулись две стороны. С одной — была необходимость искать новые места добычи торфа, с другой — желание сохранить богатую и нетронутую природную территорию. Изначально НПЦ НАН РБ по биоресурсам дал положительное заключение о передаче этих земель под торфоразработку. Нашлось и обоснование для изменения границ заказника. В ответ общественность составила письмо с просьбой оставить границы заказника нетронутыми, т.к. леса обладают большой природоохранной ценностью. Как быть?

Продолжение история получила на Межведомственном координационном совете по реализации конвенции о водно-болотных угодьях, которая прошла при Министерстве природы. Там было вынесено окончательное решение: участок, ранее предложенный для торфоразработки, оставят в пределах "Выгонощанского" заказника.

"Решение принималось с максимальным учетом мнений всех сторон: и торфопредприятий, и защитников природы, – рассказывает о ходе событий заведующий сектором заповедного дела в НПЦ НАН РБ по биоресурсам Александр Чайковский. – Изначальное постановление о выводе земель под торфоразработку носило рекомендательный характер. Как оказалось, там нет большого запаса торфа. К тому же нужно учитывать и экономический фактор. Для начала освоения территории нужно строить два моста. Куда лучше взять более перспективные с точки зрения залежей торфа земли на севере, за территорией заказника". 

Для того, чтобы начать торфоразработку, нужно снять верхний слой растительности. Это приводит к деградации почв. Также торфодобыча приводит к замене растительности на сорные виды трав, снижает уровень грунтовых вод. Кроме этого, торф — невозобновляемое полезное ископаемое. И просто так брать его на топливо действительно не лучший вариант.

"Болото — живой целостный организм. Нельзя просто взять и отрезать кусочек. И тот факт, что "Выгонощанский" не потеряет часть территории — радостная новость, — рассказывает о ситуации директор АПБ Владимир Малашевич. — Но в то же время, если посмотреть на все белорусские болота, то проблема с торфоразработкой стоит остро. В этой сфере задействовано много людей, торфопредприятия продолжают искать новые места добычи. В том числе за счет освоения природоохранных территорий. Поэтому кроме "Выгонощанского" важно отстоять и другие заказники.

На териитории "Выгонощанского" никогда не велась хозяйственная деятельность. И хорошо, что так будет и впредь. Болота — источник аккумуляции воды, легкие Европы. А сколько клюквы пропадет! Поэтому в идеале хочется, чтобы мы шли по западному пути, где торфопредприятия перепрофилируются на другую деятельность. Тогда болота будут ассоциироваться у нас только с ягодами и туризмом!  

Ну а пока – порадуемся за "Выгонощанский"!

P.S. Кстати, на территории заказника растет старинная дубрава и 80-летний ольшаник. Также здесь можно найти растение-краснокнижник — зубянку клубненосную. Недалеко от заказника есть историко-культурная ценность — линия обороны времен Первой мировой. А еще именно в этом районе была дача Машерова.

Виктория Терешонок, пресс-служба АПБ



Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: