Они спасали орлят

ад 19 жніўня 2015 года

Этот материал посвящен людям, которые сразу сказали «да», услышав про «Спаси орленка». За их плечами остались километры пути по лесам и болотам Полесья. Что думают и что чувствуют те, кто работает на «передовой»?

Этот материал посвящен людям, которые сразу сказали «да», услышав про «Спаси орленка». Благодаря их опыту и неравнодушию акция так быстро стартовала и дала первые результаты. За их плечами остались километры пути по лесам и болотам Полесья. Что думают и что чувствуют те, кто работает на «передовой»?

Как добраться до гнезда?

На любой вопрос они отвечают в контексте птиц. Про усталость, километры пути, промокшие ноги и другие издержки работы орнитолога узнать куда сложнее: это уходит на второй план.

При удачном случае дорога к гнездовой территории – это 2-3 км пешком в одну сторону. Такое расстояние орнитологи расценивают как «хорошо».  А иногда бывает и 18 километров пешком: по-другому не доберешься. Добавьте к такому «скромному» маршруту трубу, штатив, «когти», страховочный пояс, веревки и другой инвентарь орнитолога, без которого не обойтись: вот такая работа.

Денис Китель, участник экспедиций:

— Экспедиция показала, какие у больших подорликов есть проблемы. Проблемы – это плохо. Но хорошо, что АПБ их выявяляет и старается решить. Помогать можно по-разному: передавать места под охрану, стоить искусственные гнездовья – все это по-своему важно.

Этот засушливый год отчасти облегчил работу: в болотах куда меньше воды, идти легче. Хотя встречались и сложные отрезки: болото около 400 метров меньше чем за час не пройдешь. Были дни, когда работали от рассвета до заката. Особо важные наблюдения можно получить с 10 до 14 часов: родители активны, охотятся и добывают пищу для птенца. Это время было для нас самым важным.

Подорлики выбирают самые дикие места, труднодоступные и заболоченные. Добраться туда нелегко, но это очень красивый лес, богатый биоразнообразием. Это настоящая природа. И большие подорлики – индикаторы: если птица есть, то место можно назвать эталоном дикой природы Беларуси. Это вдохновляет и придает сил.

По итогам первых экспедиций очень важно принять меры и устранить все нарушения. Это даст результаты!

Юрый Бакур, удзельнік экспедыцыі

— Што сказаць пра экспедыцыю? Цяжкая штодзённаяпраца арнітолага: правяралігнёзды мінулых лет. Гэты год даволі складаны для ўсіх птушак, таму калі казаць пра поспех гнездавання, то можна было чакаць і горшага. Парадавала, што адно з гнёздаў 2-3 гады было пустым, а гэтым летам – з птушанём. А вось куды прыходзіць чалавек – там птушак не знойдзеш. У нас было не так шмат часу для візуальных назіранняў і пошукаў месцаў, куды маглі змясціцца птушкі, таму варта вярнуцца і даследаваць мясцовасць яшчэ раз.

Чаму я паехаў? Даўно вырашыў для сябе штогод выдаткоўваць нейкую суму і некалькі дзён свойго вольнага часу на ахову прыроды. Кожны год стараюся дапамагаць, чым магу. Дарэчы, гэта важна не толькі з пункту гледжання аховы прыроды. Гэта патрэбна, каб не ачарсцвець самому.

Стас Верталь, участник экспедиции:  

— Кто хоть раз видел большого подорлика, поймет, почему важно его сохранить. Если честно, ожидал, что заселяемость гнезд будет выше. Но есть и плюс: на территориях, где гнезда пустовали, мы видели взрослых птиц. Значит, подорлики не исчезли, а сместились. Самый запоминающийся момент экспедиции для меня – это вырубка недалеко от деревни Лядец. На участке около 100 метров, который попал под рубку, одиноко стоит дуб с гнездом подорлика. Естественно, пустым. Как можно было так поступить и отдать под вырубку именно этот участок? Хочу посмотреть в глаза этим людям.

На фото - та самая вырубка и уцелевшее, но пустое гнездо подорлика

Становится понятно, что надо еще больше браться за охрану мест обитания этого исчезающего вида и ограничивать доступ людей к гнездовым территориям. Я с детства много хожу по болотам, люблю природу и чувствую свою ответственность за то, что происходит вокруг.

Валерий Домбровский, научный куратор акции:

— Хорошо, что акция началась, собрана ценная информация. Но впереди – еще больше работы и дополнительных исследований. Мне известно более 80 гнездовых территорий подорликов, и каждой стоит уделить внимание. В первую очередь – вернуться в так называемые «брошенные» места и понять, куда делись пары: пустое гнездо не всегда означает исчезновение пары, это может быть смещение. Сложнее всего выявляются пары с неудачным размножением. Они не так привязаны к гнезду и меньше времени охотятся, поэтому менее заметны.Это очень трудоемкий процесс, требующий много времени и сил. Но только в этом случае можно говорить о состоянии  популяции и успехе размножения.

Я побывал в Беловежской пуще и обследовал гнезда подорликов на этой территории, теперь еду в заказник «Старый Жаден». По итогам всех экспедиций можно будет судить о ситуации с подорликами в этом году и планировать, как помочь птицам в следующем. Спасибо всем, кто не остался в стороне!

От имени АПБ и более 80 человек, которые финансово поддержали акцию «Спаси орленка-2015», говорим спасибо нашим главным спасателям орлят! Это работа, результат которой тяжело посчитать и измерить. И сложный механизм, который запускается сейчас, даст свои результаты не так скоро, как хотелось бы. Что-то мы сможем наблюдать уже в следующем сезоне, а отголосок многих работ по акции 2015 года принесет свои плоды лишь через несколько лет.

Мы будем держать вас в курсе событий акции «Спаси орленка-2015», продолжать работать и верить, что с каждым годом над лесами и болотами Беларуси в свободном полете будет парить все больше подорликов. 



Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: