Совы на болоте

ад 7 лістапада 2015 года

Как прошел осенний лагерь «Начныя жыхары ляСОЎ» и сколько сов насчитали участники? Вспоминаем самые яркие моменты и готовимся к совиному лагерю весны-2016!

Как прошел осенний лагерь "Начныя жыхары ляСОЎ" и сколько сов насчитали участники? Вспоминаем самые яркие моменты и готовимся к совиному лагерю весны-2016! 

Есть в Беларуси несколько мест, которые должен посетить каждый бердвотчер и просто любитель природы. Одно из них — деревня Залесье. Населенный пункт с таким названием есть в каждой области, но этот уникален еще и тем, что расположен на краю Беловежской пущи.

В последние выходные октября АПБ организовала здесь очередной лагерь «Ночные жители леСОВ». Моя дорога к месту его проведения лежала через Пружаны. Рассматривая дома карту города, я заметил водохранилище, расположенное рядом с автостанцией, и решил, что его стоит посетить. 

Густые заросли тростника отнюдь не благоприятствовали наблюдению за птицами. Оставалось поблагодарить местных рыбаков, которые проделали в них дорожки. Первыми мне на глаза попались красноголовые чернети, которые дремали на воде у противоположного берега.

Иду дальше и вдруг слышу в тростнике знакомые голоса. Усатые синицы! Целая стайка перелетает в зарослях. Минут пять мы играли в прятки, но сделать фото так и не удалось. Встречаю семейство лебедей-шипунов. Сразу шесть молодых птиц кормятся под присмотром родителей, доставая тину со дна.

Дорога на Залесье вначале идет полями, одна деревня сменяет другую. И вот, наконец, начинается лес. Придорожный аншлаг подтверждает мою догадку — вокруг та самая Беловежская пуща.

Первым мне попадается пестрый дятел.  Хотя это и обычный вид, встреча оказалась символичной.

Остаток дня участники лагеря провели с пользой, участвуя в семинаре, который был посвящен теме хранителей. Все согласились с тем, что это может быть любой человек (необязательно эколог или биолог), который активно помогает природе. Пусть даже в его силах лишь убрать мусор, который другие оставляют в лесу.

Между тем начинает темнеть, и мы отправляемся на ночную экскурсию. Не успевает группа отойти от деревни, как раздается крик: «Сова!». Бегом бросаемся назад, но успеваем увидеть лишь силуэт на фоне звездного неба. Оставшиеся в лагере рассказывают, что птица сделала круг над костром, прежде чем улететь в сторону леса.

По дороге строим догадки, какой это был вид, и не забываем прислушиваться. Несмотря на идеальную погоду (ни ветра, ни дождя), совы молчат. Ставим запись голоса. Ответ приходит издалека. Замечаем на кусте лесную мышь. Зверек спокойно рассматривает нас, его не смущает даже свет мощного фонаря. Перед  тем как лечь спать, договариваемся, что на рассвете отправимся искать воробьиного сычика — самую мелкую сову Европы, которая активна именно в сумерках.

На часах 7.10, небо только начинает сереть, а наш герой уже подает голос: протяжный свист сменяется чем-то похожим на тявканье. Возле Залесья круглый год держится сразу несколько птиц. Осенью молодняк ищет себе подходящий участок, так что воробьиному сычику приходится кричать, давая понять, что эта территория уже занята.

Мы начинаем провоцировать его, подражая голосу, и птица не остается в долгу. Перекличка на повышенных тонах продолжается до тех пор, пока сова, наконец, не решает подлететь поближе, чтобы рассмотреть чужака. Усаживается на вершину столба. Всего несколько мгновений мы наблюдаем друг за другом, потом воробьиный сычик исчезает в темноте.

Хочется большего,  и наши усилия, наконец, приносят желаемый результат: от ближайшей сосны отделяется тень, которая проносится прямо над нами. Воробьиный сычик опускается на ветку всего в 5—7 метрах от группы и начинает вертеть головой. Теперь каждый может убедиться, что свое название эта птица получила неслучайно — размером она едва ли крупнее скворца.

Хорошее начало дня.

После завтрака участники лагеря делятся на две группы: одна под руководством Дениса Кителя отправляется искать бородатую неясыть в лес, другую Андрей Абрамчук ведет на верховое болото.

В соседней деревне прямо на доме замечаем седого дятла. При нашем появлении он перелетает на старую яблоню и дает себя сфотографировать.

Тропинка снова уходит в лес. С правой стороны тянутся чахлые сосны. На самом деле возраст этих деревьев составляет не меньше 30—40 лет. Просто бедные болотные почвы не обеспечивают их достаточным количеством питательных веществ. Заодно знакомимся с местной флорой. Земля покрыта сфагновым мхом. Багульник местами образует настоящие заросли.

Поднимаемся на охотничью вышку, чтобы осмотреть с нее верховое болото. Когда-то оно было полностью открытым, но природа берет свое, и вот уже появился молодой березняк.

А где же бородатые неясыти? Первый признак, что они все-таки обитают в этом лесу, — погадки. Эти продолговатые серые комки, состоящие из шерсти и других частей добычи, которые сова не в состоянии переварить, можно найти под деревьями, где она отдыхает днем. Денис Китель разламывает один из них и по форме определяет, что птица в последнее время питалась одними рыжими полевками.

Дорога приводит к брошенному гнезду. За долгие годы использования оно уже наполовину развалилось. Совы сами не строят гнезда, а занимают дупла или те, в которых вывели птенцов другие хищные птицы. Часто «жилплощади» не хватает, и орнитологам приходится рзмещать в лесу так называемые платформы.

Постепенно начинаем ощущать присутствие бородатых неясытей. Кажется, что они где-то совсем рядом и провожают нас взглядом. Заметить эту птицу днем непросто из-за окраски ее оперения, которая позволяет сове сливаться со стволами деревьев. Даже когда Денис Китель замечает ее, остальным требуется время, чтобы найти сову среди ветвей.

Насмотревшись на бородатую неясыть в бинокль, начинаем потихоньку подкрадываться к ней, чтобы сделать хороший снимок. Сова вертит головой, но улетать не спешит, до последнего полагаясь на свою маскировку.

Когда мы вернулись в лагерь, участники «Совиного феста» уже начали прибывать. В тот день эти птицы были повсюду: на стенах домов, на плакатах и информационных стендах АПБ. Сувениры тоже были тематическими.

Денис Китель показал всем желающим, как всего за 10 минут из старых досок можно сделать искусственное гнездовье для ушастой совы.

Интересный рассказ о птице года плавно перетек в мастер-класс по старинным белорусским танцам, музыкальную программу и посиделки у костра. С наступлением темноты мы снова отправились искать сов.

Первым делом проверяем дупло,в котором летом жил мохноногий сыч. Свет мощного фонаря разбудил желну. Этот крупный дятел обеспечивает "жилплощадью" многих птиц.  

А потом самка серой неясыти устроила для нас настоящий концерт. Под действием ее одинокого голоса, звучащего среди ночного леса, всех охватило ощущение чего-то потустороннего.

На следующий день участники лагеря начали понемногу разъезжаться. Те, кто остались, смогли поучаствовать в развешивании искусственных гнездовий, сделанных накануне. Для этого был выбран молодой лес на краю поля. Не все знают, что это идеальное местообитание для ушастой совы.

Когда последний «ящик» занял свое место в развилке ветвей, настала пора прощаться с Залесьем. Я уезжал, точно зная, что когда-нибудь обязательно вернусь сюда.

По материалам www.wildlife.by, Андрей Бородин

Фото автора 



Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: