Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Наука учетов птиц
Навіна арганізацыі ад 27 красавіка 2016 года
Как в Березинском заповеднике учились собирать данные для Атласа гнездящихся птиц Европы?Как в Березинском заповеднике учились собирать данные для Атласа гнездящихся птиц Европы?
С 2013 года Беларусь подключилась к подготовке Атласа гнездящихся птиц Европы, который предусматривает перепись птичьего населения в масштабах целого континента. Белорусам еще есть над чем работать в этом направлении. Профессионалы и любители собрались поучиться на тренинге в Березинском биосферном заповеднике. Мероприятие провели European Bird Census Council (EBCC) и АПБ.
По словам национального координатора проекта по подготовке Атласа гнездящихся птиц Европы Анастасии Кузьменковой, основное препятствие в работе – нехватка компетентных учетчиков: «Есть регионы, которые часто посещаются орнитологами, и тогда они более-менее закрыты, в отличие от Могилевщины и Гомельщины. Поэтому мы и призываем местных жителей собирать информацию о гнездящихся видах и надеемся, что ученые из других регионов, закончив работу в «своих» квадратах, помогут на востоке страны».
На семинаре профессиональных орнитологов было меньшинство: приехали в основном студенты-биологи, бердвотчеры, хранители Территорий, важных для птиц.
Во многом благодаря усилиям обычных любителей птиц был создан первый Атлас гнездящихся птиц Европы – 1994 года. Данные для него собирались преимущественно в 1980-х гг. Главная задача была простой и сложной одновременно – понять, какие виды гнездятся на Европейском континенте, и оценить численность каждого из них, чтобы более эффективно охранять тех птиц, которые в этом нуждаются. Так, например, выяснилось, что в Швейцарии обитает самая крупная популяция белозобого дрозда – 40–60 тысяч пар, что составляло на тот момент 18% от общей численности этого вида в Европе.
В 2004 году вышло дополненное издание, однако о полноценном обновлении информации речь тогда не шла. Фактически ученым приходится сегодня опираться на данные 20–30-летней давности. Однако за это время условия обитания в Европе существенно изменились, как и подходы к охране природы. Второе издание Атласа гнездящихся птиц Европы стало просто необходимо.
Работа над ним началась в 2013 году. Для этого территорию континента разбили на большие квадраты – 50 х 50 км, и таких набралось больше пяти тысяч. Для каждого из них нужно определить список видов, которые обитают на данной территории, их гнездовой статус и численность. Каждый большой квадрат в свою очередь поделен на 25 маленьких размером 10 х 10 км.
По сравнению с первым атласом появилось и одно интересное новшество: было решено параллельно оценить вероятность встречи тех или иных видов. Для этого была разработана методика одно- или двухчасовых учетов, когда маршрут пролегает в границах одного из маленьких квадратов 10 х 10 км, а наблюдатель просто фиксирует все виды, которые удалось определить зрительно или на слух. Чтобы результаты были достоверными, необходимо сделать учеты в 2-3 маленьких квадратах, расположенных в пределах одного большого.
На поиски птиц. День 1-й
Участников тренинга разделили на четыре группы и под руководством тренеров (среди них были орнитологи из Чехии, а также один латыш) направили проводить учеты. Для этого было выбрано четыре квадрата 10 х 10 км, которые представляли основные биотопы, характерные для территории Березинского заповедника: смешанный лес, сосновый лес, верховое болото и сельскую местность.
Нашей группе достался участок в деревне Домжерицы, где расположена центральная усадьба заповедника. Начали мы с утра, когда птицы наиболее активны – так выше вероятность их встретить.
Возле самой усадьбы отмечаем черных дроздов, сойку и зябликов – те виды, которые предпочитают жить на границе естественного и антропогенного ландшафта. В деревне встречаем домового воробья. Так уж получилось, что в тот день он стал самым удачным наглядным пособием по атласу. Первая птица просто собирала корм у дороги. Однако место подходит для ее гнездования, так что этот вид сначала получил самый низкий статус – А1 (взрослая птица на гнездовой территории).
Видимо, он был с этим не согласен, поскольку скоро удалось заметить, как пара полевых воробьев вылезает из-под шифера на крыше. Это означает, что там может находиться гнездо. Статус сразу повышается до категории В6. Прошло не так много времени, прежде чем нам удалось заметить еще одного полевого воробья, несущего в клюве сухую травинку, – а это еще более высокая категория – В9 (строительство гнезда).
Все же статус А2 (поет на гнездовой территории) оказался в тот день самым популярным: самцы, которые успели вернуться, активно давали понять, что этот участок уже занят. Некоторые из обычных видов долго не хотели попадаться на глаза, вызывая ропот среди более опытных участников. Однако «приписки» в этом случае недопустимы: даже при уверенности, что птица обитает на этой территории, включать ее в ограниченные по времени учеты нельзя.
Два часа незаметно подошли к концу. Нам удалось отметить 37 видов. На обратном пути идем уже по лесу, продолжая отмечать птиц, которых не удалось встретить во время двухчасовых учетов. Все они обязательно пополнят список видов, гнездящихся в большом квадрате 50 х 50 км, так как информацию для него можно собирать в любое время дня и любым удобным способом.
Однако на этом день не закончился. После обеда нам предстояло провести так называемые нестандартизированные учеты. Их цель – выявить дополнительные виды, которые утром по какой-либо причине могли выпасть из поля зрения.
Создаются новые группы с новыми тренерами. На этот раз мы отправляемся в пойму реки Березины, за пределы заповедника, в урочище Броды. Как и следовало ожидать, нас встречают кулики: бекасы, большие улиты, травники. На перилах моста белые и желтые трясогузки устроили небольшое собрание.
Поднимаемся на вышку, чтобы осмотреть пойму с высоты. Вода уже почти спала, но болотистых участков пока хватает. Идем дальше и в самом конце маршрута замечаем двух хищников, парящих над лесом. Судя по крупным размерам и однотонной темной окраске, это большие подорлики (в Беларуси осталось лишь 100–120 пар этого глобально угрожаемого вида), однако из-за большого расстояния полной уверенности нет. На обратном пути нас ожидает приятный сюрприз – встреча с редкой желтоголовой трясогузкой. Чешские гости в восторге и от птиц, и от поймы.
Первый полевой день закончился презентацией украинских орнитологов, которые всего год назад находились в похожей ситуации. Проведенный EBCC тренинг помог им сдвинуться с мертвой точки. Сегодня наши южные соседи уже готовы делиться своим опытом.
На поиски птиц. День 2-й
Рано утром наша группа выезжает в другую часть заповедника. Отправной точкой служит полузаброшенная деревня, в которой осталось всего несколько жителей. Неудивительно, что здесь птицы чувствуют себя хозяевами. Не только скворцы, овсянки, дрозды и другие виды, привыкшие жить по соседству с человеком, почти не обращают на нас внимания, но и обычно более осторожные хищники. Малый подорлик подпустил настолько близко, что до последнего оставалось сомнение, не канюк ли это.
Малый подорлик
Одновременно с двухчасовыми учетами учимся делать учеты на трансекте, помогающие не только определить список видов, обитающих на определенной территории, но и их численность. После подробных объяснений сотрудника АПБ Семена Левого убеждаемся, что это не такая уж трудная задача. Главное, уметь определить те виды, которые здесь встречаются.
Возле одного из домов с нами заговаривает пожилая женщина. Опытным глазом она сразу распознала орнитологов и стала рассказывать о том, как подкармливала стайку воробьев, которая зимовала во дворе ее дома. Хороший пример человека, для которого птицы значат больше, чем просто часть пейзажа. К сожалению, пока таких людей в нашей стране не так много, как хотелось бы.
Первый час учетов закончился – подводим черту под списком и начинаем новый. В этот момент над полем пролетает самка полевого луня, а потом семь больших кроншнепов. Хотя для гнездования обоих видов это место не подходит, а потому заносить их в список нельзя, встреча с подобными редкостями всегда греют душу бердвотчера.
Не все так просто с юрками. Целая стая, состоящая из 100–150 птиц, кормится на вспаханном поле. В нашей стране этот вид гнездится, хотя и очень редко, однако в таком количестве его можно встретить только во время миграции. Возникает законный вопрос: можно ли добавлять юрков в список для этого квадрата 50 х 50 км? Ответ скорее отрицательный. Не подозревая о методологических трудностях, которые возникли по их вине, юрки продолжают заниматься своими делами. Самцы, которых легко узнать по черным головам, время от времени устраивают выяснение отношений, но близко не подпускают.
Последний отрезок пути проходим по сосновому лесу. Вокруг группами лежат валуны разного размера, покрытые накипями лишайников, можжевельник выше человеческого роста скорее похож на деревья. Лес выглядит так, словно сошел со страниц скандинавских сказок. Для тех, кто никогда не бывал на севере Беларуси, это настоящее открытие.
Накопленные за два дня данные не войдут в учеты на малых квадратах 10 х 10 км, так как они проводятся только в мае-июне. Однако информацию можно использовать при работе на большом квадрате 50 х 50 км: она рассчитана на февраль–сентябрь. Но главным результатом этого семинара стала отнюдь не собранная информация, а полученные навыки – как правильно проводить учеты.
Национальный координатор проекта Анастасия Кузьменкова предлагает присоединиться к подготовке Атласа гнездящихся птиц Европы. Каким образом это сделать, можно узнать по телефону 8 (029) 267-47-81 или по почте kuzmenkova.anastasia@gmail.com.
Андрей Бородин, обозреватель www.wildlife.by
Фото автора
Падзяліся артыкулам у сацсетках: