28 августа исполняется 10 лет станции кольцевания птиц «Туров»!

ад 27 жніўня 2009 года

В канун юбилея традиционно принято подводить итоги и вспонинать, что произошло за это время и думать о будущем. Читайте интервью с «аксакалами» станции кольцевания птиц «Туров» Павлом Пинчуком, Натальей Карлионовой и Дмитрием Журавлевым.

28 августа исполняется 10 лет станции кольцевания птиц «Туров»!

Почему именно 28 августа 1999 года выбрано началом работы станции?

Наталья Карлионова:
Кольцевание куликов в пойме реки Припять велось задолго до этого — начиная с 1980-х, однако использовались кольца Московского центра кольцевания (тогда он был общесоюзным). С 1996 г. начали использоваться кольца Белорусского центра кольцевания. И именно с этого года начали кольцевать куликов в Турове. Однако, первые годы кольцевались преимущественно птенцы, взрослые птицы отлавливались на гнездах в очень небольшом количестве. Поэтому говорить о работе станции в то время все-таки рановато.

В 1999 г. поступило предложение от орнитологов из Германии принять участие в проекте WWI (Wader Wetland Inland). Задачей проекта был отлов и кольцевание бекаса (и других куликов) на внутренних путях миграции. Беларусь была последней страной, подключившейся к этому проекту, до этого в нем участвовали станции из Германии, Польши, Украины. Контакты с немецкими коллегами поддерживал Эдуард Монгин. И когда поступило предложение организовать отловы мигрирующих куликов выбор пал на Туров. Не в последнюю очередь это было обусловлено результатами исследований миграций водно-болотных птиц в предыдущие годы. Все в этом месте сложилось гармонично — мигрирующие птицы и небезразличные, полные исследовательского энтузиазма люди — орнитологи Интститута зоологии Эдуард Монгин и Павел Пинчук и орнитолог Национального парка «Припятский» Сергей Мороз.

27 августа 1999 г. J.-I.Seeger и T.Ryslavy приехали в Минск, после этого в Туров и утром 28-го августа впервые поставили 10 ловушек на луг. 2 бекаса, 3 фифи и 3 камышницы. Кстати, количество камышниц в первый день так и остается до сих пор рекордным.

Почему для создания станции кольцевания был выбран Туров? Что этому способствовало?

Павел Пинчук:
В первую очередь, потому что здесь были условия для работы и жизни. Т.е. мы продолжали снимать квартиру, в которой до этого жили 4 года. О перспективах ловли большого количества куликов тогда еще не думали. Попробовали весной 2000 г. и после этого все и началось.

С какими трудностями по организации станции и её работе вы столкнулись за эти 10 лет? Как эти проблемы решались?

Павел Пинчук:
В начале, конечно, отсутствие финансирования и оборудования. Первое время все решалось путем участия в одном проекте и на полученные деньги все и развивалось (покупалось). Дальше — воровство местных жителей. Последнее время оно сошло на нет, надеюсь больше не будет. Ну и кони и коровы, рвущие сети и ломающие ловушки – эта проблема пока не решена.

Наталья Карлионова:
Хочется отдельно упомянуть проблемы с помещением. За эти 10 лет их было 3, надеюсь, сейчас уже все закончено и станция приобретет свое постоянное и узнаваемое «лицо». Также иногда на станции существует проблема, связанная с нехваткой людей в конкретный период времени, особенно когда хорошие условия для отловов и много птиц.

Дмитрий Журавлев:
Основные трудности три – отсутствие оборудования, финансирования и нехватка людей. Практически всегда они решались за счет личных контактов и личного примера.

Какие события проходившие на станции за 10 лет вам запомнились больше всего?

Павел Пинчук:
Приезд в мае 2000 года моего друга преподающего в Гомельском университете с двумя студентами. (подробности Павел не стал раскрывать)

Наталья Карлионова:
Мне очень запомнился тот день, когда мы отловили первого турухтана с иностранным кольцом. А также небольшой период в начале мая 2008, когда общими усилиями было отловлено рекордное количество птиц (в основном турухтанов). Птицы были везде 🙂

Дмитрий Журавлев:
Хорошо запомнился момент когда впервые поймали ловушками 100 куликов за день – тогда думали, что это максимум. Ну и также первый турухтан с иностранным кольцом.

Что Вы считаете главными достижениями станции?

Павел Пинчук:
То что до сих пор еще живы, работаем и даже строим планы на будущее. Если серьезно – то, что люди приезжают сюда уже по 10 лет, и не во всех случаях они связали свою жизнь с орнитологией.

Наталья Карлионова:
За это время мы приобрели хороших друзей, которые приезжают к нам теперь не только для работы на станции. Результаты нашей работы известны не только в Беларуси, но и за ее пределами, ежегодно для работы на станции приезжают ученые и студенты из других стран. На постсоветском пространстве появилась еще одна станция кольцевания птиц, которая за довольно короткий срок практически стала в один ряд с уже известными, и имеющими многолетние традиции кольцевания станциями.

Дмитрий Журавлев:
Главное достижение – увеличилось количество людей любящих птиц и их кольцевание. Последние два года появились «дочерние» станции – это успех.

Каким вы видите будущее станции?

Павел Пинчук:
Сложный вопрос. К сожалению, за прошедшие 10 лет убедился, что в нашей стране эта работа нужна только нам. Поэтому в предверие праздничной даты лучше не омрачать ее подобными размышлениями.

Наталья Карлионова:
Как оптимист по жизни, вижу его весьма оптимистичным. Т.к. основные трудности уже позади, то в данный момент стоит вопрос в людях, которые способны продолжать уже начатое дело.

Дмитрий Журавлев:
Работа будет продолжаться – команда, которая образовалась за эти 10 лет, не подведет. Да и новые люди, безусловно, будут появляться.

Расскажите о какой-нибудь интересной или веселой истории произошедшей на станции.

Павел Пинчук:
Первые птицы с иностранными кольцами. Долго их ждали и ими оказались сразу три чернозобика за один день — 13 мая 2002 г. из Польши, Италии и Венгрии.

Наталья Карлионова:
Отлов малого веретенника. В то утро (5.00) проспали проверку, т.к. работали всю ночь всего несколько человек. И когда из сети достали птицу, то совсем не заподозрили, что это новый вид. Я с полной уверенностью начала кольцевать большого веретенника, и уже к середине промеров меня начали одолевать сомнения и я как закричу: — «Так это же малый веретенник!!!». Смешно было смотреть на испуганное лицо того, кто в это время записывал промеры.

Дмитрий Журавлев:
Ночные проверки часто бывают интересными. Особенно когда на пойму опускается сильный туман. Сети обычно быстро находишь, а вот дорогу назад… У новичков появляются мысли, что плутать будем всю ночь. Тогда выступаешь в качестве знатока и говоришь, что запросто все найдем. А потом сам теряешь направление. Обычно это вызывает улыбки… по приходу на станцию.
Или вот был забавный случай. Во время ночной проверки в плывущую байдарку запрыгнула лягушка, а из байдарки чуть не выпрыгнул человек.

Наталья Карлионова:
За десять лет работы станции, не смотря на различные обстоятельства, ни один год не остался без результата. У станции появился постоянный круг друзей и помощников без которых не возможно было бы достичь того результата, с которым мы празднуем свой хоть и не большой, но юбилей. Спасибо всем!

С 2000 г. на станции при поддержке АПБ проводятся лагеря по кольцеванию птиц (в этом году их было 3). А также АПБ прилагает все усилия по сохранению уникального туровского луга (Адбыўся летнік у Тураве , Туровский луг. С надежной на будущее. ).

Фото Семёна Левого.

Количество окольцованных птиц (кулики) за 10 лет работы станции:

Турухтан Philomachus pugnax — 7031
Травник Tringa totanus — 4086
Чибис Vanellus vanellus — 3640
Бекас Gallinago gallinago — 3339
Фифи Tringa glareola — 2644
Галстучник Charadrius hiaticula — 876
Мородунка Xenus cinereus — 642
Большой веретенник Limosa limosa — 394
Чернозобик Calidris alpina — 345
Дупель Gallinago media — 317
Перевозчик Actitis hypoleucos — 316
Белохвостый песочник Calidris temminckii — 273
Малый зуек Charadrius dubius — 100
Большой улит Tringa nebularia — 90
Кулик-сорока Haematopus ostralegus — 62
Гаршнеп Lymnocryptes minimus — 54
Щеголь Tringa erythropus — 48
Поручейник Tringa stagnatilis — 40
Черныш Tringa ochropus — 38
Кулик-воробей Calidris minuta — 27
Грязовик Limicola falcinellus — 27
Краснозобик Calidris ferruginea — 15
Большой кроншнеп Numenius arquata — 7
Тулес Pluvialis squatarola — 4
Вальдшнеп Scolopax rusticola — 4
Песчанка Calidris alba — 3
Круглоносый плавунчик Phalaropus lobatus — 2
Камнешарка Arenaria interpres — 2
Золотистая ржанка Pluvialis apricaria — 1
Исландский песочник Calidris canutus — 1
Малый веретенник Limosa lapponica — 1
Средний кроншнеп Numenius phaeopus — 1

Всего 24430 особей

Другие водноболотные виды:

Белокрылая крачка Chlidonias leucopterus — 384
Речная крачка Sterna hirundo — 343
Малая крачка Sterna albifrons — 169
Озерная чайка Larus ridibundus — 114
Черная крачка Chlidonias niger — 102
Чирок-трескунок Anas querquedula — 60
Обыкновенный погоныш Porzana porzana — 21
Широконоска Anas clypeata — 10
Кряква Anas plathyrhynchos — 9
Чирок-свистунок Anas crecca — 7
Камышница Gallinula chloropus — 6
Пастушок Rallus aquaticus — 5
Черношейная поганка Podiceps nigricollis — 3
Серая утка Anas strepera — 3
Белощекая крачка Chlidonias hybridus — 3
Малая поганка Tachybaptus ruficollis — 2
Хохлатая чернеть Aythya fuligula — 2
Большая выпь Botaurus stellaris — 1
Малый погоныш Porzana parva — 1

Всего 1245

Общее число окольцованных птиц — 25675



Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: