Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Крыша чайку крышевала
Навіна арганізацыі ад 26 чэрвеня 2016 года
Что делать с колониями чаек, которые отвоевывают у заводов крыши зданий и не желают видеть в своих владениях людей?Что делать с колониями чаек, которые отвоевывают у заводов крыши зданий и не желают видеть в своих владениях людей?
Чайки – вечные спутники морского отпуска, знак удачи у рыбаков и просто красивые птицы. Но бывают случаи, когда от этих птиц ищут спасения. Так случилось и в нашей истории с Заводом эффективных промышленных конструкций в Минске.
Весной на заводе собирались делать плановый ремонт большой крыши производственного здания. Но бригаду строителей встретила куда большая бригада чаек: сотни птиц уже сделали себе гнезда, и ремонт крыши никак не входил в их планы на весну и лето. Администрация завода обратилась в АПБ.
Специалисты выехали на место, провели учеты птиц: около 700 пар серебристых и хохотуний, около 50 пар краснокнижной сизой чайки!
Такое «социальное жилье» скрывает немало проблем. Например, не удается отремонтировать крышу. Люди не могут выйти на крышу в сезон гнездования, взрослые птицы агрессивны и могут ранить человека. Поэтому позиция администрации завода сводится к тому, что следующую весну они хотели бы встретить без этих чаек.
— Можно устанавливать отпугивающие динамики и другие приспособления. Но практика показала, что через 3-4 дня птицы перестают бояться и возвращаются на свои места,— отмечает орнитолог НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси Иван Богданович. – В Европе «чайковые» вопросы решили следующим образом: закрыли свалки. Для Минска это проблема: рядом свалка, там много еды для чаек: живи да размножайся. Чем их не отпугни, птицы вернутся. Если не на эту крышу, то на соседнюю.
И эти слова подтвердились на деле: по пути к этому заводу орнитологи отметили еще несколько колоний чаек на крышах соседних промышленных зданий.
— Чайки наступают на города, мы замечаем это. Они занимают не только тихие удаленные места, но становятся все ближе к человеку: даже на здании железнодорожного вокзала в этом году отметили десяток пар, — отмечает Иван Богданович.
Отправляемся на крышу, которая «крышует» чаек. Наша задача на сегодня – обследовать крышу, еще раз оценить численность колонии и окольцевать птенцов. Орнитологи НПЦ по биоресурсам Иван Богданович и Олег Островский, орнитолог АПБ Максим Немчинов настроены куда веселее меня. Я смотрю в небо на больших птиц и плетусь в конце нашей команды: как же мы пойдем к тысяче чаек, которые нас не ждут?
Проблема слышна и видна издалека: изящные белые «галочки» тут и там появляются в промзоне, скрываются на крыше. Крики тоже не заставляют себя ждать. Пока стоим на проходной, я уже впечатлилась и готова возвращаться домой. Но это было лишь начало.
На проходной нам выдают каски и уже сочувствуют нашей одежде: что-нибудь страшнее взрослой серебристой чайки, разнервничавшейся от прихода человека к гнезду, в птичьем мире трудно представить.
— На прошлой неделе мне нужно было выйти на крышу, они как закричат! Я бежала оттуда со всех ног, а они за мной вслед! Ой, как же вы туда пойдете…— провожает нас вахтер.
Идем по темной лестнице, сжимаю в руках каску.
— Ребята, а если чайка клюнет в голову – это как?
— Это как большим снежком с близкого расстояния, и очень точно!
В такие моменты думаешь, что лучше бы не спрашивала.
А вот и наши хозяева крыши: хохотуньи и серебристые чайки. Пока настороженно смотрят. Среди чаек орнитологи насчитали и около полусотни пар «краснокнижных» сизых чаек. Эти птицы поменьше своих соседок.
Почему крыша?
— Чайки обычно гнездятся на галечных и песчаных пляжах. И крыша в некотором роде для них – пляж: на покрытие от рубероида часто укладывают слой гравия. И получается такой же пляж. Даже лучше: крыша куда безопаснее – мало хищников и людей. Так что это привлекательное место для чаек, и колонии могут быть огромными, — отмечает специалист АПБ по природоохранным вопросам Максим Немчинов.
Орнитологи берут первых «цыплят». Несколько сотен взрослых чаек сразу взмывают в небо: опасность!
Птенцы с кольцами быстро уходят от человека: кто-то испуганно семенит, кто-то деловито вышагивает к маме, кто-то уже пытается бежать-лететь. Парочка решает задержаться и суетится рядом с нами.
— Свободны!– командует им орнитолог.
Пушистые уходят.
Отмечаем разный возраст птенцов: кто-то уже почти сформированная птица, кто-то – совсем пушистый малец. Первые вылетят с крыши уже на этой неделе, другие останутся в «коммуналке» еще ненадолго. Среди «улова» находятся несколько птенцов сизой чайки: Красная книга!
— Скоро эта крыша опустеет. На крыши чайки прилетают в конце февраля-начале марта, и улетают в июле,— отмечает Иван Богданович. – Чайки быстро крепнут и готовы к перелетам. Например, в 2014 году я окольцевал птенца чайки в Гатово 15 июня, а через месяц, 15 июля, эта птица была уже в Германии.
На четвертом часу работы можно привыкнуть к жаре и расцарапанным рукам. Но нельзя привыкнуть к крику чаек. Взрослые по-прежнему недовольны чужаками на крыше. У чужаков же на этот день запланировано повесить 350 колец. Возвраты птиц – ценная информация для орнитологов.
Взрослые чайки по-прежнему шумят над нами. Пока я вжимаю плечи и уклоняю голову, орнитологи уверенно смотрят вверх: для них это возможность увидеть на чайке кольцо, прочитать с него информацию и узнать историю птицы. Удается разглядеть парочку.
— В Гатово мы проводили исследования пищи чаек. Оказалось, что 80% составляют полевки. Вот и посчитайте: если в колонии из 2500 чаек каждая птица будет съедать в день по одному грызыну, сколько урожая сохранят птицы,— отмечают орнитологи.
Так что можно смотреть на чаек и с хорошей стороны. Если соседство совсем нежелательное, нужно переделывать крышу. Но это требует капитальных вложений. Лучше всего – искать компромисс.
— Чайки находят в городах много пищевых ресурсов для себя, популяция становится больше. Но важно понимать, что при этом не растет популяция крыс. Даже если посчитать, что одна чайка равно одна крыса, представьте себе, на сколько меньше грызунов! А если уничтожить колонию в тысячу чаек, кому нужна тысяча крыс? Не стоит гонять чаек с крыш в тех местах, где их гнездование не приносит много беспокойства и неудобства. Заводы и промышленные здания — как раз такие места. Иначе птицы могут подыскать себе другую крышу. Например, переберутся с крыши завода на крыши жилых домов. Такое уже происходит в соседней Риге. Тогда жалоб будет куда больше,— отмечает директор АПБ Александр Винчевский. – Можно в качестве альтернативы делать острова на водохранилищах. Там птицы будут чувствовать себя в безопасности. А если на большом здании есть колония чаек – всегда можно посмотреть на это как на возможность. Например, как на возможность водить экскурсии фотографов и бердвотчеров. Нечасто можно увидеть сразу тысячу чаек, это же здорово.
АПБ направило на завод письмо о том, что ремонт возможно начинать с 1 июля, и администрация приняла это предложение. От имени АПБ и НПЦ по биоресурсам благодарим за смещение сроков ремонта крыши, чтобы отгнездились чайки! И благодарим за возможность провести кольцевание птенцов. Думаю, скоро мы получим не один возврат от «новобранцев»!
Виктория Теешонок, пресс-служба АПБ
Падзяліся артыкулам у сацсетках: