Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Лучше птица на реке, чем у охотника в рюкзаке
Навіна арганізацыі ад 31 сакавіка 2017 года
Экскурсия Минского отделения АПБ — это встречи не только с птицами, но и с… охотниками.Экскурсия Минского отделения АПБ — это встречи не только с птицами, но и с… охотниками.
Актив Минского отделения АПБ в минувшую субботу во главе с председателем Клуб200 Андреем Бородиным выехал ранним утром из Минска на весенние учёты свиязей, гусей и других водоплавающих птиц.
Наш путь был намечен заранее – это Сергеевичские разливы бывших торфоразработок, пойма озера Лоша и реки Неман в районе д. Николаевщина, а также пойменные луга небольших речушек вблизи посёлка Свериново.
Эти водоемы вы вряд ли найдете на карте, но они существуют! Они располагаются в месте старых торфоразработок и отработанных мелиоративных каналов, которые весной заливаются водой. Здесь во время весенней миграции находят временный приют многие перелетные водоплавающие птицы.Отдохнут, откормятся и улетят на север, а следом прилетят другие!
Едем в Пуховичский район. Через окно автомобиля мелькают еще не совсем стряхнувшие с себя зимнее забытье леса,деревеньки с аккуратными подворьями, прошлогодние вспаханные поля, над которыми кружат огромные стаи крикливых серебристых и озерных чаек.
Подъезжаем к Привольному. По правой стороне дороги приметили грачиные гнёзда, разместившиеся на отдельно стоящих одиноких деревьях, а потом такие же увидели в поселке Свислочь, Руденске. Над ними уже заботливо кружили грачи: весна!
Начало Сереевичских разливов. Первая остановка. В небольшом леске заливались буроголовые гаички. Звучно над лесом пронесся дятел желна, и быстренько спрятался в своем дупле на старой осине.
Вдалеке на воде нырял красавец гоголь, плавали красноголовые нырки, чомги, лысухи, бакланы, хохлатые чернети. Высоко в небе над лесом пролетел большой клингусей. Вдруг рядом, совсем низко над нашими головами промелькнула парочка серых журавлей.
Из подзорной трубы на этой точке увидели свиязей. Самая нарядная уточка наших широт, с каштановой головой и серой спинкой. На воде держались большой стаей, тут же и кормилась. Андрей Бородин насчитал около 300 свиязей.
Перешли на другую сторонудороги. В зарослях камыша нас громко приветствовала большая выпь, а на единственном дереве одиноко колыхалось гнездо ремеза. На отмели Виктор Кулик установил трубу. Главный учетчик свиязей Андрей на этой точке увидел и насчитал их в два раза больше (около 600). Птицы спокойно покачивались на волнах, отдыхали.
Потом все по очереди разглядывали птиц в трубу. Можно было отчетливо понаблюдать любопытные сценки из птичьей жизни. Большие белые цапли неподвижно стояли, как изваяния. Чуть-чуть поодаль от них плавали разбившиеся на парочкилебеди-шипуны. К ним приводнилась небольшая стайка белолобых гусей, самый многочисленный на миграциях вид. Отчётливо просматривался серый окрас оперения, большие черные пестрины на животе и белое подхвостье, а на лбу характерное белое пятно, окруженное тёмной каймой.
Тут же по соседству с ними мирно отдыхали и гуси-гуменники.Они более тёмные из диких гусей и отличаются от остальных чёрным клювом с оранжевой перевязью посередине. Считается самой ранней перелетной птицей из гусиных. Рядом с ними плавали и гусиные чучела… Обнаружил неприятную находку Виктор Кулик. Обманки так реалистично двигались (как настоящие!) и сначала мы приняли их за настоящих гусей! Вот такие муляжи во время весенней миграции устанавливают охотники в местах скопления водоплавающих птиц, в том числе и гусей, что очень печально.
Следующая остановка – уже на берегу водоёма. Тут уже стояла группа людей. Это были местные охотники-гусятники, бурно обсуждали наверняка свои охотничьи «подвиги». Увидев нашу дружную команду с подзорной трубой, фотоаппаратом, биноклем, приняли нас за «киношников», и громко приветствовали нас: «А, киностудия приехала!». Около одного автомобиля уже лежал один убитый белолобик. Успокаивало, что один, а не много.
Один из них, скорее всего из бывших военных, оказался весьма общительным и разговорчивым. Подошёл и рассказал нам, что день назад тут было все черно от гусей. На заливных лугах снова увидели чучела гусей и около берега водоема бобриную хатку.
Едем дальше. Притормозили около озера Лоша. В бинокль заметили шилохвость, симпатичную уточку с торчащим, как шильце, хвостиком. А в деревне Свериново обнаружили необычного канюка, одетого в белоснежный наряд. Вдоль берега небольшой речушки выискивали лучшие точки наблюдения и съемки. Отметили, что появились первые пушистые «котики» на невысоких ивах, сережки на березе, проклюнулся из прошлогодней листвы чистотел. В пойме небольшой речушки на дороге дружно паслась стайка чижей и в компании с ними один-единственный красногрудый снегирь. Небольшой лесок был наполнен веселым птичьим пением.В кронах деревьев заливались зяблики, «чивкали» чечетки, «скрипели» малиновки, «вжикали» зеленушки, «жужжали» вьюрки. Тут же рядом в густых зарослях резвились длиннохвостые синицы,
Юрий Шаменько из Клуб200 услышал характерное посвистывание и треск дрозда-белобровика и привёл нас прямо на это место. Птица комфортно устроилась на ветках старой акации. Отчетливо была видна белая «бровь» и ржаво-рыжие крылья.
Подъезжая к пойменным разливам Немана близ деревни Николаевщина (родина Якуба Колоса) на лугу повстречали большие скопления тростниковых овсянок и единичные парочки белых трясогузок.
К концу дня похолодало, поднялся ветер и пошел снег. Но это не помешало нашей команде увидеть 44 вида птиц, из них 13 водоплавающих 6 околоводных. Но самое яркое впечатление оставили для меня встречи с новыми видами птиц – свиязь, гоголь, шилохвость и конечно дрозд-белобровик и тростниковая овсянка.
Весна только начинается, а значит впереди новые птичьи открытия присоединяйтесь и вы!
Ирина Бирина-Павлова. Фото автора.
Падзяліся артыкулам у сацсетках: