Калі вы знайшлі памылку, калі ласка, вылучыце фрагмент тэксту і націсніце Ctrl+Enter.
Пойма Припяти: дневник экспедиции
Навіна арганізацыі ад 23 красавіка 2017 года
Пойма Припяти весной: чем живет самая естественная река в Беларуси и что ей угрожает?
Припять — не только красивая, но и очень естественная река, которая сохранилась без вмешательства человека. Причем в масштабах не только Беларуси, но и всей Европы. Именно здесь находят свой дом или временный приют во время миграции тысячи (а то и сотни тысяч) птиц, многие из которых редкие и находятся под охраной. Но в связи с планами строительства водного пути E40, который ставит целью соединить Балтийское и Черное моря, реке Припять угрожают необратимые изменения. Эти изменения навсегда изменят нетронутую экосистему и скажутся не только на птицах.
Мы решили посмотреть, что сейчас представляет собой пойма Припяти и отправились в экспедицию по Полесью, чтобы провести весенний учёт птиц, посетить заповедные территории в пойме Припяти и узнать, какие проблемы волнуют местных жителей.
Команда в составе представителей рабочей группы «Охрана дикой природы Беларуси», профессиональных орнитологов, сотрудников НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам и бёдвотчеров, любителей птиц и местных жителей-полешуков стартовала из Минска двумя группами. Одна часть держит путь на Гомель-Мозырь-Лельчицы -Туров. Вторая группа движется на Пинск-Лунинец-Давыд-Городок -Туров. Конечная точка, где две части экспедиции объединяются — Туровская станция кольцевания птиц.
Чтобы по Припяти проходили грузовые суда, планируется построить более 10 шлюзов и 6 плотин с водохранилищами. Эти технические сооружения, по сути, искусственные препятствия свободному течению реки, будут обеспечивать перепад уровня воды от 3 до 6 метров. Шлюзы и плотины будут изменять скорость течения и регулировать сброс воды вниз по течению. Водохранилища обеспечат накопление воды перед плотиной и значительно уменьшат проточность воды в реке. Чем это аукнется?
День первый
Часть нашей экспедиции выезжает из Гомеля. Машину ведёт Артём Халандач, бёдвотчер и фотограф природы из Гомеля. Артём много лет поддерживает Туровскую станцию кольцевания птиц. С нами в салоне и руководитель станции Павел Пинчук. Павел — учёный, научный сотрудник Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам.
Наш маршрут проходит по водно-болотным угодьям, поймам рек, которые являются территориями важными для птиц (ТВП) международного значения, многие из них имеют международный статус Рамсарского угодья. Начинаем с поймы реки Сож. Впервые за последние 3 года здесь высокий весенний уровень воды. Мы в Ветковском районе. Проезжаем деревни Однополье, Присно, Шерстин.
9 утра. В населённых пунктах начинается «наведение порядка на земле»: субботник. Люди с граблями и мётлами смотрят вниз, на землю. Мы смотрим вверх в небо, в поисках птиц. Ежегодные учёты птиц весной во время миграции позволяют получить сведения о том, когда, сколько и какие виды птиц пролетают над Беларусью. Такие учёты, проводимые много лет подряд по одним и тем же местам и в то же время (мониторинг) позволяют получить информацию о том, что происходит с птицами, как изменяется их видовой состав и численность у нас на пролёте. Учётчики с биноклями, зрительными трубами для наблюдений, фотоаппаратами — определяют и записывают количество и виды птиц, которые им встречаются в момент учёта на своих постоянных учётных территориях.
Сегодня, похоже, массового пролёта нет. Паша и Артём отметили только пару косяков гусей и несколько сотен уток-свиязей. Разворачиваемся и движемся на запад, к реке Припять в Мозырский район. В Калинковичах к нам присоединяется Саша Зятиков. Саша — выпускник биофака Гомельского университета, несколько лет работал научным сотрудником в национальном парке «Припятский». Теперь орнитология — его хобби, а не профессия.
По старому мосту в Мозыре мы переезжаем на правый берег Припяти и продолжаем движение на запад, в сторону Турова по дороге и населённым пунктам, ближайшим к берегу Припяти: Скрыгалов, Жаховичи, Балажевичи, Моисеевичи. Птиц и здесь сравнительно немного. Нет ни уток, ни гусей. Учитываем небольшое число травников и чибисов в сравнении с тем количеством птиц, которые наблюдали в это время и в этих местах в прошлые годы Павел, Артём и Саша. Виновата ли в этом относительно холодная и неустойчивая погода либо какие-то другие факторы — пока сказать сложно.
Гнездо белого аиста в Жаховичах в ожидании возвращения своих хозяев. Жаховичский старик — традиционно любимое место рыбалки мозырян. В ближайших к Мозырю деревнях — Загорины, Костюковичи, Жаховичи — осталось очень мало постоянных местных жителей, и в основном это пенсионеры. Большинство прежних усадеб теперь используют мозыряне и жители более отдалённых больших городов в качестве дач.
Пойменные луга, мимо которых мы проезжаем, в значительной степени заросли ивой. Нет населения, нет выпаса коров и лошадей, нет сенокошения. Этот уникальный биотоп Припятской поймы становится всё более редким. А вот количества засидок охотников на птиц определённо увеличилось. На деревьях вдоль дороги в нескольких местах замечаем тетеревов. Эти лесные птицы очень пугливы и не подпускают к себе близко. Высоко в кроне дерева они находятся в большей безопасности, поэтому мы ограничиваемся только фотографией тетерева издалека.
Возле деревни Балажевичи чья-то хозяйственная рука приладила к забору испорченную рыболовную сеть. Вероятно, тот, кто это сделал, не думал о том, что такой «забор» может оказаться смертельной ловушкой для мелких птиц. Запутавшись в сеть, птица не может высвободиться самостоятельно и погибает.
За Балажевичами начинается территория Петриковского района. За Велавском через реку — Петриков. Паром является по сути единственной прямой дорогой до райцентра для жителей Велавска, Шестович и Моисеевичей. Но сейчас он не работает из-за разлива, и трудно сказать, как долго продлиться паводок: несколько дней или недель.
Рыболовство — традиционное занятие местного населения. И потому то, что реку раздали в аренду, местные жители воспринимают крайне негативно. По их словам, арендаторы, именуемые бамбизами, ловят сетями и в реке, и в пойменных озёрах, а с местных жителей требуют плату за то, чем полешуки кормились поколениями. Вода и рыба — основа, вокруг которой столетиями строилась жизнь в этих местах. После двух лет засухи Припять опять наполнилась водой, к всеобщему удовлетворению местных жителей.
Вода подходит к самому краю засеянного озимыми поля. Но достаточно нескольких солнечных весенних дней, чтобы всё подсохло.
Моисеевичи стоят на самом берегу Уборти, у места впадения реки в Припять. Дальше дороги на запад нет, на другом берегу Уборти расположен национальный парк «Припятский». Уборть — его естественная граница. В Моисеевичах осталось 30 жителей, самому молодому из которых сейчас 50 лет. В последние десятилетия дикая природа вновь возвращает себе эти места. Часть бывших сельскохозяйственных полей зарастает, а на засеваемых полях вдали от шумных населённых пунктов часто можно встретить диких животных. Мы видели нескольких косуль на поле возле Моисеевичей и ещё в двух других местах на полях. За Моисеевичами мы сворачиваем по дороге на юг, чтобы попасть на трассу Мозырь-Лельчицы и пересечь Уборть по мосту, а дальше вновь направиться к пойме Припяти.
В Сколодине наше внимание привлекает необычный для этих мест особняк. По словам местных жителей, это усадьба бывшего атташе России в Германии. Он родом с Полесья и построил новый дом на территории усадьбы своих родителей. Эти места привлекательны для отдыха. По пути нашего следования мы встречали несколько агроусадеб. Их количество увеличивается ближе к Мозырю. Особенно запомнилась одна в деревне Костюковичи, не только своими размерами, но и живописным месторасположением.
Около 6 вечера. До конечного пункта нашего маршрута — Турова — ещё около 90 километров. Нам предстоит пересечь территорию национального парка «Припятский» с юга на север по трассе Лельчицы-Туров.
И вот мы в Турове. Станция кольцевания размещается в типичном сельском доме. О её работе мы расскажем в следующем дневнике. День клонится к закату, а закат в Турове очень живописен.
По материалам ОО «Багна»
Падзяліся артыкулам у сацсетках: