У нас на столе будут «стронциевые» хлеб и молоко?

ад 23 чэрвеня 2017 года

Часть территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника пустят в сельхозоборот?

Часть территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника пустят в сельхозоборот?

На днях Александр Лукашенко поручил подготовить проект указа, чтобы изменить границы Полесского государственного радиационно-экологического заповедника (ПГРЭЗ): планируется отрезать большУю часть территории и вовлечь ее в хозяйственный оборот. Президент дал поручение во время посещения заповедника, сообщает сайт главы государства. Президента убедили представители Гомельского облисполкома, которые считают, что радионуклиды в большинстве своем распались или же, что с помощью современных научных технологий можно получить и на «грязных» землях чистую продукцию.

Во время рабочей поездки. Фото - president.gov.by

Принято считать, за прошедшие с момента аварии годы радиационный фон там снизился. Однако это заблуждение.

Заявление властей вызвало волну критики как экологических организаций Беларуси, так и простых горожан.

— Если шесть лет назад при обращении гомельских руководителей в Правительство по поводу сокращения площади заповедника были опрошены все компетентные госорганы и организации и их ответ был категорически отрицательным, то сейчас областные власти обратились напрямую к Президенту и фактически получили добро. Земли заповедника по свидетельству специалистов не могут использоваться в сельском или лесном хозяйстве ни через 100, ни через 200 лет, — комментирует ситуацию директор АПБ Александр Винчевский. — С другой стороны, эта территория сейчас обладает уникальными природными особенностями. В Европе пока нигде нет аналогичного размера территории, где бы ни велась никакая хозяйственная деятельность. В заповеднике желают работать десятки, если не сотни зарубежных ученых, территория обладает уникальным потенциалом для научного туризма. Туризм активно развивается в украинской части зоны отчуждения. Сокращение площади заповедника не только подвергнет неоправданному риску местных работников и граждан Республики Беларусь как основных потребителей будущей продукции, но и поставит крест на восстановительных природных процессах, которые более 30 лет идут в зоне. Экосистемы заповедника уникальны не только для Европы: это недавно подтвердил профессор Джон Лоутон, консультант Правительства Великобритании.

Исследования говорят, что вся территория ПГРЭЗ характеризуются большой неравномерностью загрязнения долгоживущими радионуклидами, особенно стронцием-90 и трансурановыми элементами. Плотность загрязнения этими радионуклидами и сейчас в десятки раз превышает установленные законодательством величины, при которых разрешается проживание населения и хозяйственная деятельность. Обращают внимание и на особую опасность так называемых “горячих частиц”, которые являются источником вторичного радиационного загрязнения.

Возвращение части земель под выращивание хлеба, выпас скота и другую деятельность подвергнет радиационной опасности в первую очередь людей, которые будут заняты в сельхозработах, и также скажется на конечных потребителях этой продукции – всех жителях Беларуси. Ведь ни для кого не секрет, что нормативы содержания радиации в продуктах питания можно изменить и то, что было нельзя продавать вчера станет легальным .

Шесть лет назад вопрос о сокращении ПГРЭЗ уже поднимался местными властями.Часть территорий, которые входят в состав радиационного заповедника, собирались отдать под использование в лесном и сельском хозяйстве.

И тогда были получены ответы от многих госорганов: сокращать нельзя. “Необоснованная и преждевременная” – так назвали инициативу вывести часть земель Хойникского, Наровлянского и Брагинского районов из заповедника. Национальная комиссия Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь, НАН Беларуси, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство лесного хозяйства, Министерство здравоохранения и другие госорганы – все высказались против. В итоге проект не поддержали и по радиологическим, и по экономическим причинам.

Сейчас в зоне отчуждения разрешена только деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ.



Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: