В Минске составили карту соловьиных трелей

ад 17 чэрвеня 2010 года

У белорусской столицы появилась особая карта: на ней обозначены места, где поет соловей.

Соловьи, в отличие от туристов, не любят образцово чистые парки

У белорусской столицы появилась особая карта: на ней обозначены места, где поет соловей.

Весной и в начале лета карту составляли и дополняли обычные минчане. Теперь в интернете она доступна каждому. Более двух тысяч горожан посетили особые соловьиные площадки.

Оборудование такой площадки почти военное: бинокли, планшеты, подзорные трубы.

Почти военное название и у общественной организации, четыре года подряд популяризирующей "Соловьиные ночи" в Минске — Охрана птиц Отечества.

А вот цель — маленькая серая птичка — обнаруживается с исключительно мирными намерениями: вернуть горожанам и городу чувство единения с природой и ответственности перед ней.

"Люди разучились понимать природу и давно не слышат птиц", — утверждает орнитолог Виталий Якович. Говорит: 90% приходящих послушать соловья не способны отличить голос "символа любви" от пения иных птичьих "классиков" — славки-черноголовки, певчего дрозда, полевого жаворонка. Зяблик — обычный обитатель белорусских лесов и городских лесопарков — вдруг изумляет тех, кто решил отключиться от шума большого города.

"Ну как можно в городе не найти места для соловьев? Оставить участок, выключить мозги человеческие: мол, все вокруг должно быть подчищено, подпилено, подрублено… Как оно все растет, так пусть и растет! Если там соловей живет, не трогайте его! Радуйтесь, люди, что он выбрал рядом с вами место, несмотря на мир ваш грешный", — замечает Виталий Якович.

Соловьи в образцовом парке не живут

Жители Минска рассматривают соловьев в бинокль

Образцовая чистота Минска, так впечатляющая приезжих и туристов — предмет нареканий экологов. В пример приводят Лошицкий парк — живописную минскую окраину с остатками мельницы и панской усадьбы, манчжурским абрикосом, посаженным когда-то в память о рано ушедшей из жизни хозяйке, как будто пугающей тенью-приведением незваных гостей и до сей поры.

"Еще лет пять назад мы фиксировали в Лошицком парке большое количество соловьев и самых разных редких птиц, включая виды, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь, — коростель, малая выпь. Но в порядке благоустройства в Лошицком парке нынче установлены беседки, мангалы, ровно выстрижена трава, шум, веселье. Не селятся там соловьи", — сокрушается Руслан Шайкин, специалист по экологическому образованию.

Справедливости ради орнитологи отмечают: в Минске еще остались площадки с естественной экосистемой, пригодные для сохранения и развития биологического разнообразия. Да и птицы, ранее города сторонившиеся, теперь активно внедряются в городскую среду: в минском Парке Челюскинцев, Севастопольском парке, да и просто в тихих дворах слышна, например, малая мухоловка.

А соловьиных мест в белорусской столице за весну и начало лета насчитали более 120.

В июне поют только соловьи-холостяки либо те, чье гнездо разорено человеком или хищниками. Пока самка в высокой траве или зарослях крапивы высиживает повторную кладку, у самца еще есть время порадовать вас трелями. Люди в прошлых веках придумали этим трелям-коленам красноречивые названия: "дроби", "кукушкины перелеты", "лешевы дудки", "водопойные дудки" и "почины". 


Татьяна Мельничук

Русская служба Би-би-си, Минск



Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: