КТО МОЖЕТ СХВАТИТЬ ВЫГОНОЩАНСКОГО ОРЛАНА ЗА ХВОСТ?

ад 10 сакавіка 2011 года

Во время проведения третьего фотопленэра в окрестностях заказника «Выгонощанское» сотруднику заказника Александру Иванову удалось сфотографировать кормящихся орланов-белохвостов!

Выгонощанские болота – край тысячи звериных троп и непролазных “джунглей” валежника, где можно легко потеряться легкомысленному грибнику или сборщику ягод. Сильное впечатление производят знаки вдоль лесных дорог, на которые приклеены сообщения о пропавшем человеке из той либо иной деревни. Уж поистине что-то дикое, таинственное и пугающее в этих местах! Не зря же именно здесь обосновались такие редкие хищники, как змееяд, большой подорлик, орлан-белохвост, филин и бородатая неясыть.

Летом 2010 года практически каждую неделю в рамках проекта АПБ " Акция для Орлов и Людей. Сохранение редких птиц в Выгонощанском регионе силами общественности " я приезжал в д. Выгонощи, чтобы поближе познакомиться с этими местами и узнать фауну обитающих здесь птиц. За месяц не без помощи умелых проводников Виктора Куратника, Александра Иванова и Александра Абрамчука я посещал самые далекие труднодосягаемые уголки заказника “Выгонощанское”, где мы вместе описывали состояние гнезд хищных птиц и черных аистов, а также регистрировали места гнездования серых неясытей в искусственных гнездовьях. Таким образом удалось описать более 110 гнезд!

К сожалению, в местах, где водится много редких птиц, рано или поздно появляются браконьеры. Со слов местных жителей, иногда в окрестностях Выгонощ объявляются какие-то индивиды, предлагающие купить свежую тушку бородатой неясыти или орлана-белохвоста. Птицы убивались прямо на гнездах, часто, во время приноса корма птенцам. Скорее всего из них после делались чучела, которые продавались в охотничьих магазинах или частным образом.

Еще одна история браконьерства, которую довольно часто можно слышать от местных жителей… Повадился “шуляк” курей воровать с подворья. Хозяин взял ружье и пошел в лес. Нашел гнездо и разрядил оба ствола в него. Сам лично находил “пыжи” от патронов под гнездом тетеревятника.

А вот еще история… Особенно переживающий утрату куриного поголовья местный нашел гнездо тетеревятника, но не стал убивать птицу (может, взрослых птиц просто рядом не было), а отрубил птенцам ноги и оставил умирать под гнездовым деревом …

Другими словами… Дикость, агрессивность, желание нажиться на “дарах природы”. Но живем-то мы уже не в Каменном веке и смыслим о хищных птицах гораздо больше, чем раньше. Для того, чтобы ястребы на доставали курей и для пресечения распространения птичьего гриппа, на государственном уровне предложено содержать их в крытых вольерах. Курей ворует “шуляк” исключительно у нарушителей этого закона. Жестко, но “с волками жить – по волчьи выть!”

Но это касается лишь тех людей, кому на самом деле сложно объяснить важность хищных птиц! Ведь хищные птицы не просто красивы, являют собой символ силы, мужества, самоотверженности, стремительности, выносливости, целеустремленности, но и весьма полезны для всех экосистем, на которых обитают! Все хищные птицы “стоят” на пике пищевых цепочек, они регулируют численность больных и немощных животных, уничтожая их в первую очередь.

Из-за непонимания этого в советское время хищные птицы были признаны “вне закона” и уничтожались всеми возможными способами, после чего произошел чуть ли не полный крах многих видов. До сих пор численность их не является стабильной – экосистемы могут вмещать гораздо большее количество хищников, чем живет в них на данный момент. Поэтому параллельно с созданием искусственных мест для размножения дневных хищных птиц и сов мы стали проводить обширные беседы с местным населением о проблемах, существующих в заказнике на этот момент. Были проведены встречи с местными активистами – хранителями ТВП “Выгонощанское”, школьниками окрестных школ , а также с их преподавателями. Все эти встречи помогал нам проводить сотрудник заказника “Выгонощанское” Николай Воробей, который был не так давно ранен во время обхода территории браконьером и в настоящее время проходит лечение в минской больнице…

Для популяризации хищных птиц не только как объектов, требуемых охраны, но и как просто красивых и интересных птиц, в заказник уже трижды были приглашены фотографы-анималисты из Беларуси, которые прятались в засидки рядом с подкормочными площадками и пытались сфотографировать птиц. Для фотографов были оборудованы несколько засидок на птиц:


1. Блиндаж-землянка, вырытая на окраине леса. Подкормочная площадка располагается на поле. Могут поместиться два человека.

2. Сарайчик на хуторе. Подкормочная площадка располагается в саду. Можно поместить человек 20, но фотографировать смогут только двое.

3. Шалаш на окраине болота. Подкормочная площадка расположена на окраине мелиоративного канала. Предназначен только для одного человека.

4. Охотничья вышка для отчаившихся сфотографировать хищных птиц. Сюда хищники не прилетают, но всегда есть шанс сделать отличный кадр овсянки, снегиря, дятла или какой-нибудь другой мелкой лесной пичуги или приходящих полакомиться зерном косуль. Помещаются 3-4 фотографа.

Косули, снятые с засидки №4. Фото В. Коваленка

Обыкновенные овсянки и зяблики, снятые из засидки №4. Фото В. Коваленка
Первый выезд прошел без особых происшествий и сенсаций. К выложенному за несколько дней мясу подлетали только вороны, а хищные птицы даже не показались. Второй выезд был более обнадеживающим. Фотографу Валерию Коваленку посчастливилось сделать снимок орлана-белохвоста. К сожалению, птица вела себя очень осторожна и приземлилась на самой окраине поля перед блиндажом, так и не подойдя к выложенному мясу.
Орлан-белохвост на окраине поля. Фото В. Коваленка

Последний третий фотопленэр прошел в числах 5-7 марта.

Рабочий график фотографов был строгим и отклонение от него хотя бы на немного даже не обговаривалось. Необходимо было перед выходом собрать сух-пай для каждого из фотографов, отвезти всех к засидкам и рассадить еще затемно. Обычно, общий сбор назначался на 4.30, чай и легкий “завтрак” до 5.00, затем выезд, посадка последнего фотографа в засидку – 6.00. Рассвет начинался в 6.50.

По наблюдениям фотографов, активизировались птицы около подкормочной площадки практически сразу с восходом солнца. И надо сказать, фотографам фортило! В первый же день к блиндажу прилетел орлан, но уселся на таком же расстоянии, как наблюдал его Валерий Коваленок.
Орлан-белохвост, преследуемый воронами. Фото Т. Романовой
А вот возле сарайчика удалось заснять одновременно лакомившихся мясом обыкновенного канюка и ястреба-тетеревятника. И только подкормочная площадка около шалаша была посещена только воронами и сороками. Но вышедший рано из засидки фотограф отметил ожидающего орлана в ста метрах на куче силоса.
Канюк обыкновенный на подкормочной площадке. Фото Т. Романовой
Во второй день мы сделали рокировку и поменяли фотографов местами. Кто снимал издалека орлана, смог поближе познакомитсья с ястребом и канюком и наоборот. День для многих оказался успешным. Особенно были отмечены снимки набившего зоб ястреба, очень активно обсужденного на блоге фотографа Татьяны Романовой .
Ястреб-тетеревятник прилетел голодный на подкормочную площадку. Фото Т. Романовой

Ястреб-тетеревятник с набитым зобом. Фото Т. Романовой
Орланов уже посмотрели все, кто хотел, но вот снимка отличного так сделать и не получилось. Гадая, что до чего, фотографы искали ответ в погоде, сверкании объективов, громком разговоре и пр. Но сотрудник заказника Александр Иванов, не являясь профессиональным фотографом, готов был спорить, что орлан не хочет позировать лишь потому, что фотографы не достаточно выдержаны и слишком быстро покидают засидки. В последний день Татьяна Романова решила побаловать “своего” орлана и прикупила ему бройлерную куриную тушку. Ей предстояло провести долгие часы в засидке самой и, казалось, на этот раз орлан на самом деле будет ее.
Ворон на подкормочной площадке. Фото Т. Романовой

Ворон готовится к посадке. Фото Т. Романовой
Впервые поучаствовать в фотопленэре вызвался и сам сотрудник заказника Александр Иванов, особенно подчеркивая то, что покажет на собственном примере всем именным фотографом, как нужно снимать орланов. Про себя ухмыляясь, мы отвозили Сашу на самую дальнюю засидку – в шалашик.

Через несколько часов отзвонилась Татьяна. Она очень замерзла, а орлан так и не прилетел. Самостоятельно она не могла выбраться из блиндажа и для этого ей требовалась наша помощь. После эвакуации Татьяны мы отправились за Сашей. Ни на один телефонный звонок он не ответил. Представляя себе самые разные картины, что могло с ним произойти, на подъезде мы заметили сидящего на верхушке сухой березы молодого орлана, а чуть в стороне еще одного, парящего над мелиорированным полем. Через пару минут вышел Саша. Являясь по вероисповеданию баптистом, он рассказал нам проповедь о том, что нужно обязательно молиться и читать Библию. После этого он продемонстрировал забитую фотками орланов на мясе 8-гиговую флэшку… Мы ехали и молчали, слушая про Бога и про то, как прилетел сперва один орлан, после второй… Как у Саши закончилось место на флэшке и он удалял плохо получившиеся фотографии, чтобы сделать новые. А затем менял аккумуляторные батарейки, чтобы отснять еще парочку кадров… И как тут не поверить в божественное провидение?..
Прилетевший орлан сел на оборудованную присаду. Фото А. Иванова

Орлан на присаде. Фото А. Иванова

Орлан спустился на землю. Фото А. Иванова

Орлан осматривается перед принятием пищи. Фото А. Иванова

Голод не тетка. Нужно быстрее съесть как можно больше. Фото А. Иванова

В то время, как орлан лакомился заготовленными специально для него мертвыми зверьками, окружающие его вороны и сороки устроили состязание – кто ухватит орлана за хвост. Правила игры были простые: в тот момент, когда хищник увлекался пиром и переставал обращать внимание на врановых, кто-нибудь из этой братии ухищрялся подойти вплотную и потянуть его за хвост. В этот момент орлан разворачивался, сверкал своим злым взглядом и, приподняв крылья, словно хозяйка «цыкает» на шкодливого кота, шипел на довольных птиц.
Ворон пытается схватить орлана за хвост. Фото А. Иванова

"Огрызающийся" орлан. Фото А. Иванова
За единственный выход в засидку Саша Иванов непрофессиональным фотоаппаратом-“мыльницей” без штатива сделал то, о чем мечтали все приезжавшие сюда фотографы.

Каждый уезжал из Выгонощ со своими мыслями. Татьяна Романова думала о том, как снова вернется сюда на следующих выходных и обязательно сфотографирует орланов. Я думал о том, что получившиеся снимки можно будет использовать на планируемый плакат для экообразования местного населения. И только Саша Иванов знал, что все в нашей жизни делается по воле Господней…


Денис Китель
,
специалист по природоохранным вопросам АПБ

Проект "Акция для Орлов и Людей. Сохранение редких птиц в Выгонощанском регионе силами общественности " финансируется программой малых грантов посольства США в Республике Беларусь.


Свои комментарии к заметке Вы можете оставить в нашем ЖЖ !



Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: